Дереализация. Жизнь сквозь пелену

Написали совместно с коллегой Этель Голланд ethel_h небольшую статью.


Есть клиенты, чья связь с миром, другими людьми и самими собой подобна тонкой нити, которая может обрываться при малейшем натяжении. Себя они чувствуют не вполне живыми и/или не вполне воплотившимися в собственной телесности. Они говорят, что на месте их прошлого — при сохранности памяти о произошедшем – эмоциональная пустота. Личная история словно утекает сквозь пальцы, воспринимается как нечто узнанное со стороны, нежели прожитое на собственном опыте. Недавние события скоропостижно блекнут, теряют свои краски, угасают связанные с ними переживания, оставляя за собой лишь призрак, в отношении которого все труднее понять, а мое ли это прошлое, а происходило ли это вообще, возможно, мне это просто приснилось.Такие люди словно не могут ухватиться за то, что произошло вчера, и не могут опереться на собственный опыт. Психика не удерживает опыт жизни в едином и связном нарративе.
...
С клинической точки зрения подобные переживания проявляются как хронические депрессивные состояния с выраженными дереализационными и деперсонализационными жалобами. Это значит, что и собственное "я" и мир вокруг ощущаются словно через мутную пленку, недостижимые и ненастоящие. Все как будто бы немного искусственное, фальшивое. Собственные же чувства словно заморожены, анестезированы. Описанное состояние переживается как болезненно-чужеродное, тягостное. В наиболее тяжелых случаях возникает так называемое "болезненное психическое бесчувствие": мучительное субъективное ощущение равнодушия. В таких состояниях люди даже стремятся к переживанию боли, потому что субъективно она является более переносимой, чем ощущение самого себя неживым конструктом.

Впрочем, настолько остро подобная психическая анестезия проявляется довольно редко; обычно же это стертые, размазанные состояния, которые облегчаются при медикаментозном лечении, но не проходят полностью. Они вроде бы позволяют жить, но не дают соприкоснуться ни с болью, ни с радостью – собственная аффективность изолируется из сферы сознательного опыта.

При таких стертых дереализационно-деперсонализационных проявлениях совершенно особым образом складываются отношения со временем. В субъективном восприятии время перестает быть непрерывным потоком, словно бы оно создается не непрерывным движением часовой стрелки, а дискретными цифрами на часах.

Опираясь на эту метафору, Sheldom Bach называет состояния непрерывного времени — аналоговым, а дискретное, рассыпающееся ощущение времени — цифровым. Люди, в нормальном аналоговом состоянии, с его слов, переживают непрерывность своей жизни, потому что в любой заданный момент имеют имплицитное чувственное знание, откуда они пришли и куда собираются двигаться (так же как на аналоговых часах можно увидеть тот час, от которого часовая стрелка направляется далее, и час, в сторону которого она движется, ровно как и ее местоположение в настоящий момент). Настоящее словно бы пронизывается прошлым и будущим, связано с ними как пуповиной — ощущением непрерывности собственного опыта.

При дискретном, цифровом переживании времени, оно предстает как последовательность разобщенных моментов, каждый из которых словно бы не в силах связаться с последующим и предыдущим, отщеплен от них. Разрывы между этими моментами могут переживаться как брешь, вакуум, своеобразные зависания-застывания, психическая смерть самости. Внешне это может проявляться в как будто бы внезапно и беспричинно пронзающей растерянности, забывчивости и пр., когда словно бы теряется последовательность даже самых простых действий.

Подобные бреши и ощущение пустоты пронизывают практически любой психический материал, о котором можно было бы рефлексировать и вербализовать. Он представляется рассыпанными отдельными бусинами опыта, которые невозможно связать в единую нить. Это распадающееся ощущение собственной жизни требует постоянного контроля и сознательных усилий для удержания связности самости. Внутренняя жизнь такого человека пропитана недоверием к собственным переживаниям, их лабильностью и трудностью фокусировки на них. Все это не позволяет опираться на собственный опыт. Порой выпадение в такую брешь переживается словно погасшая жизнь и смертеподобное состояние, анабиоз, кома, обесточенность.

Это не просто разрывы в связности, которые возникают от того, что расщепление дробит целостность нарратива личности, фрагментируя его на изолированные куски. Это незаполненные пустоты, пласты аффективного опыта, который никогда не был размещен в отношениях, не был увиден, распознан и освоен и потому — остался невыразимым в принципе, и ощущается либо как враждебные, чужеродные куски "не я", прорывающиеся в виде разнообразной симптоматики наружу (тревога, панические атаки, различные психотические переживания и пр.), либо — не ощутим вовсе, вернее, ощутим лишь как дыра и пустота, и остекленевшее время, увязшее в настоящем и лишенное связи с прошлым и будущим.

Стоит отметить, что подобные диссоциированные (и поэтому переживаемые как чужеродные и враждебные) фрагменты самости есть у каждого из нас. Это аффективно заряженные пласты раннего опыта, который никогда не был размещен и освоен в поле отношений с людьми (например, не был распознан и урегулирован родителями, что оставляло младенца наедине с затапливающим аффектом и необходимостью справляться с ним своими собственными ресурсами, которых у него на тот момент было недостаточно). Если эти куски непереваренного опыта незначительны, то психика справляется с тем, чтобы поддерживать переживание цельности, связности и непрерывности самости.

При наличии больших разрывов в субъективном опыте, самость оказывается пронизана угрозой распада и психической смерти. Чем масштабнее эти разрывы, тем более уязвим будет человек перед внезапной актуализацией фрагментов диссоциированного аффективного опыта, и тем более мощные деперсонализационные и дереализационные защиты, направленные на снижение общей чувствительности, будут необходимы для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование. В наиболее тяжелых случаях это приводит к полному избеганию инициативы, изменений и уничтожению собственного будущего. Человек капсулируется во внутренней крепости, которая защищает его от повторного переживания непереносимых состояний, но одновременно превращается в тюремную клетку, изолирующую его от жизни. Парадоксальным образом, работа этих защит приводит к тому самому переживанию психической смерти, от которого они и призваны защищать.

Прорыв диссоциированных фрагментов самости переживается как затапливание непереносимым недифференцированным аффектом, атака неведомых призраков, у которых нет ни имени, ни формы – все это в экстремальных случаях приводит к транзиторным психотическим переживаниям. Либо же, если ресурса у психики больше и/или пласты диссоцированного травматического опыта не столь значительны, то самость удерживается от переживания распада. Но и в этом случае подобные аффективные вторжения выдергивают человека из ткани повседневности, из контекста событий вокруг. Динамический фильм прерывается увязанием в статическом, навязчиво внедряющемся кадре. Этот кадр на какое-то время подменяет собой фильм, человек застревает в переживаниях, не связанных с актуальным моментом.

Такие клиенты нередко сообщают о страхе потери контроля. Перспектива ослабления системы защит вызывает животный ужас и фантазии о схождении с ума, совершении пугающих поступков, потере себя, падении в бездну, распаде на кусочки. Соответственно, такой человек оказывается заключенным между дерелизационно-деперсонализационными защитами (которые призваны через тотальное застывание всех психических процессов сохранить ощущение "я") и прорывами через эти защиты затапливающих аффектов (ставящих под угрозу само существование самости).

Ранний травматический опыт бывает настолько непереносим, что не может быть удержан в рамках связного, цельного и непрерывного переживания самости. В таких случаях диссоциация является единственным средством сохранить себя в невыносимых условиях. В дальнейшем психика человека делает все возможное, чтобы не помнить этой непереносимой боли, но эта боль помнит его. Она прорывается беспокоящими сквозняками, отголосками пугающего опыта. Из-за того, что психика однажды решила "забыть" про то, о чем невозможно помнить, подобные сквозняки остаются лишь непонятными беспокоящими симптомами, не имеющими ни имени, ни истории. Это пугающее неопределенное нечто является зовом древней и позабытой, "детской", части самости, которая ищет выхода на свет, жаждет получить голос. Внутри есть что-то, что хочет быть прожитым. Но пережить это невозможно. Текущая психическая организация таких людей не способна впустить в себя этот опыт, переварить и ассимилировать его. Более того, структура их личности формировалась с целью НЕ переживать этот опыт.

Человек вынужден прятать себя от себя. Делать части себя не-собой, лишать их существования, анестезировать пласты своего "я". Таким образом, внутри разворачивается тот же процесс, который когда-то происходил в ранних отношениях с родителем. То, что когда-то было не распознано значимыми другими, не может прорваться в существование во внутрипсихическом пространстве. "Внешнее" выживание в невыносимых условиях преобразуется во "внутреннюю" оккупацию психики невидимыми врагами. Травма образует замкнутый круг, в котором повторяет сама себя.

Для работы с этими состояниями необходимо, чтобы терапевт сумел увидеть то, что когда-то не было увидено, что существует в заточенном и захороненном виде. В виде симптома, отрезанного от личности, лишенного связи с "я". А затем предоставить клиенту возможность интегрировать эти переживания. Это становится возможным, когда терапевту совместно с клиентом удается создать пространство, которое станет для диссоциированных аспектов самости тем отношенческим домом, которого у них никогда не было, а клиент, опираясь на это, позволит выплыть на поверхность психики невыносимым переживаниям, выпустить их из заключения. Этот путь может занять долгие годы, а порой и десятилетия. Время нужно на постепенное наращивание внутрипсихического ресурса и контейнирующих емкостей терапевтических отношений, чтобы клиент мог позволить этому раскрытию произойти и суметь его выдержать. Субъективно это может восприниматься как шаг в смерть, через которую надо пройти, чтобы суметь родиться заново.

Голланд Этель, Левчук Александр
2017 год


источник - ru_psihologru_psiholog 
[3 ссылок 54 комментариев 5100 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Свежие посты

Твиттер

Twitter июля 20, 06:00
И счастья было на пять минутВспомнили мы тут с подругой две истории нашего двора.Похожие.Первая: в нашем доме, скол http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3e1c1f96-2486-4c79-a2d8-fed81fb20ce5

Twitter июля 20, 05:00
Низкая производительность труда. Объясните на пальцах.Очень часто сталкиваюсь с мнением, что в России гораздо ниже http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=095df5b5-a2ef-4e45-b96f-e2e77bae858a

Twitter июля 20, 04:41
@Zhirinovskiy Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 429 ретвитами и 98 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/Zhirinovskiy/status/1019926635225714688

Twitter июля 20, 04:41
RT @Zhirinovskiy: ЛДПР не дала ни одного голоса за повышение пенсионного возраста! Повышение пенсионного возраста - это ярмо на шею простог…

Twitter июля 20, 04:00
Зачем девушки бреют лицо?[more]Я не про усики микроскопические, которые встречаются достаточно часто. И не про деву http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f4fc416d-0a76-49cd-ae1f-a88c53dd3a94

Twitter июля 20, 03:00
Пенсионный возраст 147 млн человек - население России 86 млн человек -рудоспособное население71 млн человек - реал http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=09095bc9-b96a-42ee-955d-adf561649f6a

Twitter июля 20, 02:40
RT @dmitriynosov: 9 единоросов которые не голосовали за Пенсионную реформу - Борцов, Железняк, Поклонская, Балыхин, Игнатов, Милонов, Фетис…

Twitter июля 20, 02:40
@dmitriynosov Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 435 ретвитами и 63 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/dmitriynosov/status/1019901724411252736

Twitter июля 20, 02:20
Рождение нации Этот чемпионат стал кризисным моментом для путинской власти. И, похоже, что Путин выиграл этот перел http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a0be5756-23d5-4156-9d80-bd0d95903680

Twitter июля 20, 01:00
Нищенские пенсии? А как насчёт нищенских доходов для тех, кто работает?Читатели и считатели! Для вас уникальная воз http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=b57a0463-575b-401d-90df-40e74993fa83

Twitter июля 20, 00:00
Придумайте название к этому фото....us2139455276.jpg источник - VicVoroshilov[0 ссылок52 комментариев1352 посещени http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=6994344c-a3ac-4e24-81b7-99fcef92f550

Twitter июля 19, 23:00
Полиция Крыма молчитЧтобы установить личность этого типа, пришлось действовать самостоятельно. Тут, конечно, нужно http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a6726173-6670-4687-ac2c-3b5a6eabc451

Twitter июля 19, 22:00
Кунсткамера и Паноптикум: сто лет вместеЧто может объединять столь разных людей, как экономист-шарлатан Михаил Хази http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f4b06b54-694a-4b04-b757-7a8c1371e936

Twitter июля 19, 21:00
К столетию Моё отношение к Николаю II хорошо известно, не буду в энный раз распинаться. Лучше давайте о поэзии :о) http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=578a907e-e1af-4f7e-a734-3992e31a5527

Twitter июля 19, 20:00
Похмелье после мундиаляПоздравляю, господа! Всё, что вы хотели, ваша Дума исполнила.Закон о повышении пенсионного в http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=d3ee1000-6ee8-4fea-9f89-52da816f0e97

Twitter июля 19, 19:57
RT @Spoontamer: Бывают дни, когда ты сидишь некрасивая, голоса нет, ешь гречку, в кармане лишь одна монеточка. Становится омерзительно.

Twitter июля 19, 19:57
@Spoontamer Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 442 ретвитами и 27 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/Spoontamer/status/1019971478861860865

Twitter июля 19, 19:40
Подходящее название для эффектной картиныУважаемая mmekourdukova устроила конкурс на лучшее альтернативное название http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=654fdb62-8889-4714-884d-81588bbf5579

Twitter июля 19, 19:35
RT @andrey_malgin: Повышение пенсионного возраста не коснется "сотрудников Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, Росгвардии, ФСИН, МЧС и прокуратуры".…

Twitter июля 19, 19:35
@andrey_malgin Поздравляю, в топе твиттера с 610 ретвитами и 29 ответами на 4е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/andrey_malgin/status/1019980113235140608

Подпишись в твиттере
 

Рейтинг постов блогосферы