Дереализация. Жизнь сквозь пелену

Написали совместно с коллегой Этель Голланд ethel_h небольшую статью.


Есть клиенты, чья связь с миром, другими людьми и самими собой подобна тонкой нити, которая может обрываться при малейшем натяжении. Себя они чувствуют не вполне живыми и/или не вполне воплотившимися в собственной телесности. Они говорят, что на месте их прошлого — при сохранности памяти о произошедшем – эмоциональная пустота. Личная история словно утекает сквозь пальцы, воспринимается как нечто узнанное со стороны, нежели прожитое на собственном опыте. Недавние события скоропостижно блекнут, теряют свои краски, угасают связанные с ними переживания, оставляя за собой лишь призрак, в отношении которого все труднее понять, а мое ли это прошлое, а происходило ли это вообще, возможно, мне это просто приснилось.Такие люди словно не могут ухватиться за то, что произошло вчера, и не могут опереться на собственный опыт. Психика не удерживает опыт жизни в едином и связном нарративе.
...
С клинической точки зрения подобные переживания проявляются как хронические депрессивные состояния с выраженными дереализационными и деперсонализационными жалобами. Это значит, что и собственное "я" и мир вокруг ощущаются словно через мутную пленку, недостижимые и ненастоящие. Все как будто бы немного искусственное, фальшивое. Собственные же чувства словно заморожены, анестезированы. Описанное состояние переживается как болезненно-чужеродное, тягостное. В наиболее тяжелых случаях возникает так называемое "болезненное психическое бесчувствие": мучительное субъективное ощущение равнодушия. В таких состояниях люди даже стремятся к переживанию боли, потому что субъективно она является более переносимой, чем ощущение самого себя неживым конструктом.

Впрочем, настолько остро подобная психическая анестезия проявляется довольно редко; обычно же это стертые, размазанные состояния, которые облегчаются при медикаментозном лечении, но не проходят полностью. Они вроде бы позволяют жить, но не дают соприкоснуться ни с болью, ни с радостью – собственная аффективность изолируется из сферы сознательного опыта.

При таких стертых дереализационно-деперсонализационных проявлениях совершенно особым образом складываются отношения со временем. В субъективном восприятии время перестает быть непрерывным потоком, словно бы оно создается не непрерывным движением часовой стрелки, а дискретными цифрами на часах.

Опираясь на эту метафору, Sheldom Bach называет состояния непрерывного времени — аналоговым, а дискретное, рассыпающееся ощущение времени — цифровым. Люди, в нормальном аналоговом состоянии, с его слов, переживают непрерывность своей жизни, потому что в любой заданный момент имеют имплицитное чувственное знание, откуда они пришли и куда собираются двигаться (так же как на аналоговых часах можно увидеть тот час, от которого часовая стрелка направляется далее, и час, в сторону которого она движется, ровно как и ее местоположение в настоящий момент). Настоящее словно бы пронизывается прошлым и будущим, связано с ними как пуповиной — ощущением непрерывности собственного опыта.

При дискретном, цифровом переживании времени, оно предстает как последовательность разобщенных моментов, каждый из которых словно бы не в силах связаться с последующим и предыдущим, отщеплен от них. Разрывы между этими моментами могут переживаться как брешь, вакуум, своеобразные зависания-застывания, психическая смерть самости. Внешне это может проявляться в как будто бы внезапно и беспричинно пронзающей растерянности, забывчивости и пр., когда словно бы теряется последовательность даже самых простых действий.

Подобные бреши и ощущение пустоты пронизывают практически любой психический материал, о котором можно было бы рефлексировать и вербализовать. Он представляется рассыпанными отдельными бусинами опыта, которые невозможно связать в единую нить. Это распадающееся ощущение собственной жизни требует постоянного контроля и сознательных усилий для удержания связности самости. Внутренняя жизнь такого человека пропитана недоверием к собственным переживаниям, их лабильностью и трудностью фокусировки на них. Все это не позволяет опираться на собственный опыт. Порой выпадение в такую брешь переживается словно погасшая жизнь и смертеподобное состояние, анабиоз, кома, обесточенность.

Это не просто разрывы в связности, которые возникают от того, что расщепление дробит целостность нарратива личности, фрагментируя его на изолированные куски. Это незаполненные пустоты, пласты аффективного опыта, который никогда не был размещен в отношениях, не был увиден, распознан и освоен и потому — остался невыразимым в принципе, и ощущается либо как враждебные, чужеродные куски "не я", прорывающиеся в виде разнообразной симптоматики наружу (тревога, панические атаки, различные психотические переживания и пр.), либо — не ощутим вовсе, вернее, ощутим лишь как дыра и пустота, и остекленевшее время, увязшее в настоящем и лишенное связи с прошлым и будущим.

Стоит отметить, что подобные диссоциированные (и поэтому переживаемые как чужеродные и враждебные) фрагменты самости есть у каждого из нас. Это аффективно заряженные пласты раннего опыта, который никогда не был размещен и освоен в поле отношений с людьми (например, не был распознан и урегулирован родителями, что оставляло младенца наедине с затапливающим аффектом и необходимостью справляться с ним своими собственными ресурсами, которых у него на тот момент было недостаточно). Если эти куски непереваренного опыта незначительны, то психика справляется с тем, чтобы поддерживать переживание цельности, связности и непрерывности самости.

При наличии больших разрывов в субъективном опыте, самость оказывается пронизана угрозой распада и психической смерти. Чем масштабнее эти разрывы, тем более уязвим будет человек перед внезапной актуализацией фрагментов диссоциированного аффективного опыта, и тем более мощные деперсонализационные и дереализационные защиты, направленные на снижение общей чувствительности, будут необходимы для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование. В наиболее тяжелых случаях это приводит к полному избеганию инициативы, изменений и уничтожению собственного будущего. Человек капсулируется во внутренней крепости, которая защищает его от повторного переживания непереносимых состояний, но одновременно превращается в тюремную клетку, изолирующую его от жизни. Парадоксальным образом, работа этих защит приводит к тому самому переживанию психической смерти, от которого они и призваны защищать.

Прорыв диссоциированных фрагментов самости переживается как затапливание непереносимым недифференцированным аффектом, атака неведомых призраков, у которых нет ни имени, ни формы – все это в экстремальных случаях приводит к транзиторным психотическим переживаниям. Либо же, если ресурса у психики больше и/или пласты диссоцированного травматического опыта не столь значительны, то самость удерживается от переживания распада. Но и в этом случае подобные аффективные вторжения выдергивают человека из ткани повседневности, из контекста событий вокруг. Динамический фильм прерывается увязанием в статическом, навязчиво внедряющемся кадре. Этот кадр на какое-то время подменяет собой фильм, человек застревает в переживаниях, не связанных с актуальным моментом.

Такие клиенты нередко сообщают о страхе потери контроля. Перспектива ослабления системы защит вызывает животный ужас и фантазии о схождении с ума, совершении пугающих поступков, потере себя, падении в бездну, распаде на кусочки. Соответственно, такой человек оказывается заключенным между дерелизационно-деперсонализационными защитами (которые призваны через тотальное застывание всех психических процессов сохранить ощущение "я") и прорывами через эти защиты затапливающих аффектов (ставящих под угрозу само существование самости).

Ранний травматический опыт бывает настолько непереносим, что не может быть удержан в рамках связного, цельного и непрерывного переживания самости. В таких случаях диссоциация является единственным средством сохранить себя в невыносимых условиях. В дальнейшем психика человека делает все возможное, чтобы не помнить этой непереносимой боли, но эта боль помнит его. Она прорывается беспокоящими сквозняками, отголосками пугающего опыта. Из-за того, что психика однажды решила "забыть" про то, о чем невозможно помнить, подобные сквозняки остаются лишь непонятными беспокоящими симптомами, не имеющими ни имени, ни истории. Это пугающее неопределенное нечто является зовом древней и позабытой, "детской", части самости, которая ищет выхода на свет, жаждет получить голос. Внутри есть что-то, что хочет быть прожитым. Но пережить это невозможно. Текущая психическая организация таких людей не способна впустить в себя этот опыт, переварить и ассимилировать его. Более того, структура их личности формировалась с целью НЕ переживать этот опыт.

Человек вынужден прятать себя от себя. Делать части себя не-собой, лишать их существования, анестезировать пласты своего "я". Таким образом, внутри разворачивается тот же процесс, который когда-то происходил в ранних отношениях с родителем. То, что когда-то было не распознано значимыми другими, не может прорваться в существование во внутрипсихическом пространстве. "Внешнее" выживание в невыносимых условиях преобразуется во "внутреннюю" оккупацию психики невидимыми врагами. Травма образует замкнутый круг, в котором повторяет сама себя.

Для работы с этими состояниями необходимо, чтобы терапевт сумел увидеть то, что когда-то не было увидено, что существует в заточенном и захороненном виде. В виде симптома, отрезанного от личности, лишенного связи с "я". А затем предоставить клиенту возможность интегрировать эти переживания. Это становится возможным, когда терапевту совместно с клиентом удается создать пространство, которое станет для диссоциированных аспектов самости тем отношенческим домом, которого у них никогда не было, а клиент, опираясь на это, позволит выплыть на поверхность психики невыносимым переживаниям, выпустить их из заключения. Этот путь может занять долгие годы, а порой и десятилетия. Время нужно на постепенное наращивание внутрипсихического ресурса и контейнирующих емкостей терапевтических отношений, чтобы клиент мог позволить этому раскрытию произойти и суметь его выдержать. Субъективно это может восприниматься как шаг в смерть, через которую надо пройти, чтобы суметь родиться заново.

Голланд Этель, Левчук Александр
2017 год


источник - ru_psihologru_psiholog 
[3 ссылок 54 комментариев 5100 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Облако блогеров

Свежие посты

Твиттер

Twitter сентября 22, 06:00
С Владикавказом беда!Лучше бы не ходил гулять по Владикавказу, ограничившись одной фоткой, которую вы видите заглав http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=8f5bd344-4c30-4153-9508-3e9d90db5c71

Twitter сентября 22, 05:00
В коллекцию сказочных дегенератов[Видео][Видео]Незамутнённый сознанием и извилинами гладкий как йайтсо моск источни http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=c2ce4b34-186a-460d-9be2-60fe1527bab1

Twitter сентября 22, 04:00
Снятие "чжэцзянского" проклятияНу всё. В Китае поезда ВСМ пошли в регулярке на 350 км/ч. Пока только на шанхайской http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=bf92b0dc-5bbf-428e-9ace-ff258f7971f8

Twitter сентября 22, 03:00
Исключения В школе нас учили, что слово "пожалуйста" всегда обособляется запятыми. На это училке всегда можно заяви http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=719f7523-0347-4e98-9713-62bb47eebf2e

Twitter сентября 22, 02:00
МАЛЕНЬКАЯ ДРАМА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕВ Лелькином классе есть мальчик-гей. Это – драма. Тут, по закону жанра надо распи http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=e289cb9e-1e9d-45d1-b6bf-2e2f27944cf9

Twitter сентября 22, 01:00
СССР существует! ☭ Советский народ пробуждайся психотерапевт Лариса Винникова ☆ Психология масс ☭СССР де-юре сущест http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=043fea5d-2e84-46b9-a50c-60a54d434a75

Twitter сентября 22, 00:00
Почему Россию никогда не возьмут в НАТОВ июне этого года Черногория стала членом НАТО. Не обошлось без скандала. Не http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=233c785c-9f3e-4e06-b909-e3a59328382e

Twitter сентября 21, 23:04
RT @Rigsector: Cossacks - это когда вот так,а не клоуны в фуражках . https://twitter.com/Rigsector/status/910817469480226816/video/1

Twitter сентября 21, 23:04
@Rigsector Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 505 ретвитами и 9 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/Rigsector/status/910817469480226816

Twitter сентября 21, 23:00
Мифы о психиатрии, часть 1Мы с вами уже однажды занимались сбором мифов, легенд и прочих страшилок про психиатрию: http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=4d4026dd-cc71-4f52-ae55-295b00ddcf84

Twitter сентября 21, 22:00
totalbeigeНастолько просто, что нечего писать. :)[more][/more] источник - your_look_today[1 ссылок58 комментариев4 http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=98b71d95-112d-46d3-bc06-21af31c2bed8

Twitter сентября 21, 21:43
RT @soulstray: На примере возвращающейся к нормальной жизни Сирии прекрасно видно, что настоящий мир наступает там, откуда выставляют амери…

Twitter сентября 21, 21:43
@soulstray Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 480 ретвитами и 11 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/soulstray/status/910748718940524545

Twitter сентября 21, 21:43
@lynchepidor Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 481 ретвитами и 7 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/lynchepidor/status/910768464356311040

Twitter сентября 21, 21:43
RT @lynchepidor: Заходят как-то в бар пидор, шиппер, аутист и детдомовец, а бармен такой: заебали эти твиттерские, уходите, я больше не дам…

Twitter сентября 21, 21:20
Как российская оборонка поднимает нашу медицинуКогда несколько лет назад предприятия оборонного комплекса решили, н http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=ebb5ee47-9ba9-43f6-8e58-414f90afdf6b

Twitter сентября 21, 20:00
Как убивали великую русскую культуруПросто пипец какая история. Мне даже стыдно стало, что я до сих пор не в курсах http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=23fba928-e1f5-4161-a90e-7e260218fb64

Twitter сентября 21, 19:40
Наказание для родителей за отказ от вакцинации детей, от Мин.здрава.Министерство здравоохранения России предложило http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a279e602-6429-4746-8895-ce28a7c02ea3

Twitter сентября 21, 19:20
про крушение одной мечтыИногда для того, чтобы понять, правда ли это ТВОЯ мечта, нужно её осуществить. Однажды имен http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=55e322de-3d44-41a8-b4c2-6d4ecfc1fd0e

Twitter сентября 21, 19:00
А какие фильмы, по мотивам произведений Стивена Кинга, вы смотрели?Стивен Кинг - один из самых успешных, современны http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=78219640-1760-48f1-998f-4997cae2a54e

Подпишись в твиттере
 

Рейтинг постов блогосферы