Дереализация. Жизнь сквозь пелену

Написали совместно с коллегой Этель Голланд ethel_h небольшую статью.


Есть клиенты, чья связь с миром, другими людьми и самими собой подобна тонкой нити, которая может обрываться при малейшем натяжении. Себя они чувствуют не вполне живыми и/или не вполне воплотившимися в собственной телесности. Они говорят, что на месте их прошлого — при сохранности памяти о произошедшем – эмоциональная пустота. Личная история словно утекает сквозь пальцы, воспринимается как нечто узнанное со стороны, нежели прожитое на собственном опыте. Недавние события скоропостижно блекнут, теряют свои краски, угасают связанные с ними переживания, оставляя за собой лишь призрак, в отношении которого все труднее понять, а мое ли это прошлое, а происходило ли это вообще, возможно, мне это просто приснилось.Такие люди словно не могут ухватиться за то, что произошло вчера, и не могут опереться на собственный опыт. Психика не удерживает опыт жизни в едином и связном нарративе.
...
С клинической точки зрения подобные переживания проявляются как хронические депрессивные состояния с выраженными дереализационными и деперсонализационными жалобами. Это значит, что и собственное "я" и мир вокруг ощущаются словно через мутную пленку, недостижимые и ненастоящие. Все как будто бы немного искусственное, фальшивое. Собственные же чувства словно заморожены, анестезированы. Описанное состояние переживается как болезненно-чужеродное, тягостное. В наиболее тяжелых случаях возникает так называемое "болезненное психическое бесчувствие": мучительное субъективное ощущение равнодушия. В таких состояниях люди даже стремятся к переживанию боли, потому что субъективно она является более переносимой, чем ощущение самого себя неживым конструктом.

Впрочем, настолько остро подобная психическая анестезия проявляется довольно редко; обычно же это стертые, размазанные состояния, которые облегчаются при медикаментозном лечении, но не проходят полностью. Они вроде бы позволяют жить, но не дают соприкоснуться ни с болью, ни с радостью – собственная аффективность изолируется из сферы сознательного опыта.

При таких стертых дереализационно-деперсонализационных проявлениях совершенно особым образом складываются отношения со временем. В субъективном восприятии время перестает быть непрерывным потоком, словно бы оно создается не непрерывным движением часовой стрелки, а дискретными цифрами на часах.

Опираясь на эту метафору, Sheldom Bach называет состояния непрерывного времени — аналоговым, а дискретное, рассыпающееся ощущение времени — цифровым. Люди, в нормальном аналоговом состоянии, с его слов, переживают непрерывность своей жизни, потому что в любой заданный момент имеют имплицитное чувственное знание, откуда они пришли и куда собираются двигаться (так же как на аналоговых часах можно увидеть тот час, от которого часовая стрелка направляется далее, и час, в сторону которого она движется, ровно как и ее местоположение в настоящий момент). Настоящее словно бы пронизывается прошлым и будущим, связано с ними как пуповиной — ощущением непрерывности собственного опыта.

При дискретном, цифровом переживании времени, оно предстает как последовательность разобщенных моментов, каждый из которых словно бы не в силах связаться с последующим и предыдущим, отщеплен от них. Разрывы между этими моментами могут переживаться как брешь, вакуум, своеобразные зависания-застывания, психическая смерть самости. Внешне это может проявляться в как будто бы внезапно и беспричинно пронзающей растерянности, забывчивости и пр., когда словно бы теряется последовательность даже самых простых действий.

Подобные бреши и ощущение пустоты пронизывают практически любой психический материал, о котором можно было бы рефлексировать и вербализовать. Он представляется рассыпанными отдельными бусинами опыта, которые невозможно связать в единую нить. Это распадающееся ощущение собственной жизни требует постоянного контроля и сознательных усилий для удержания связности самости. Внутренняя жизнь такого человека пропитана недоверием к собственным переживаниям, их лабильностью и трудностью фокусировки на них. Все это не позволяет опираться на собственный опыт. Порой выпадение в такую брешь переживается словно погасшая жизнь и смертеподобное состояние, анабиоз, кома, обесточенность.

Это не просто разрывы в связности, которые возникают от того, что расщепление дробит целостность нарратива личности, фрагментируя его на изолированные куски. Это незаполненные пустоты, пласты аффективного опыта, который никогда не был размещен в отношениях, не был увиден, распознан и освоен и потому — остался невыразимым в принципе, и ощущается либо как враждебные, чужеродные куски "не я", прорывающиеся в виде разнообразной симптоматики наружу (тревога, панические атаки, различные психотические переживания и пр.), либо — не ощутим вовсе, вернее, ощутим лишь как дыра и пустота, и остекленевшее время, увязшее в настоящем и лишенное связи с прошлым и будущим.

Стоит отметить, что подобные диссоциированные (и поэтому переживаемые как чужеродные и враждебные) фрагменты самости есть у каждого из нас. Это аффективно заряженные пласты раннего опыта, который никогда не был размещен и освоен в поле отношений с людьми (например, не был распознан и урегулирован родителями, что оставляло младенца наедине с затапливающим аффектом и необходимостью справляться с ним своими собственными ресурсами, которых у него на тот момент было недостаточно). Если эти куски непереваренного опыта незначительны, то психика справляется с тем, чтобы поддерживать переживание цельности, связности и непрерывности самости.

При наличии больших разрывов в субъективном опыте, самость оказывается пронизана угрозой распада и психической смерти. Чем масштабнее эти разрывы, тем более уязвим будет человек перед внезапной актуализацией фрагментов диссоциированного аффективного опыта, и тем более мощные деперсонализационные и дереализационные защиты, направленные на снижение общей чувствительности, будут необходимы для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование. В наиболее тяжелых случаях это приводит к полному избеганию инициативы, изменений и уничтожению собственного будущего. Человек капсулируется во внутренней крепости, которая защищает его от повторного переживания непереносимых состояний, но одновременно превращается в тюремную клетку, изолирующую его от жизни. Парадоксальным образом, работа этих защит приводит к тому самому переживанию психической смерти, от которого они и призваны защищать.

Прорыв диссоциированных фрагментов самости переживается как затапливание непереносимым недифференцированным аффектом, атака неведомых призраков, у которых нет ни имени, ни формы – все это в экстремальных случаях приводит к транзиторным психотическим переживаниям. Либо же, если ресурса у психики больше и/или пласты диссоцированного травматического опыта не столь значительны, то самость удерживается от переживания распада. Но и в этом случае подобные аффективные вторжения выдергивают человека из ткани повседневности, из контекста событий вокруг. Динамический фильм прерывается увязанием в статическом, навязчиво внедряющемся кадре. Этот кадр на какое-то время подменяет собой фильм, человек застревает в переживаниях, не связанных с актуальным моментом.

Такие клиенты нередко сообщают о страхе потери контроля. Перспектива ослабления системы защит вызывает животный ужас и фантазии о схождении с ума, совершении пугающих поступков, потере себя, падении в бездну, распаде на кусочки. Соответственно, такой человек оказывается заключенным между дерелизационно-деперсонализационными защитами (которые призваны через тотальное застывание всех психических процессов сохранить ощущение "я") и прорывами через эти защиты затапливающих аффектов (ставящих под угрозу само существование самости).

Ранний травматический опыт бывает настолько непереносим, что не может быть удержан в рамках связного, цельного и непрерывного переживания самости. В таких случаях диссоциация является единственным средством сохранить себя в невыносимых условиях. В дальнейшем психика человека делает все возможное, чтобы не помнить этой непереносимой боли, но эта боль помнит его. Она прорывается беспокоящими сквозняками, отголосками пугающего опыта. Из-за того, что психика однажды решила "забыть" про то, о чем невозможно помнить, подобные сквозняки остаются лишь непонятными беспокоящими симптомами, не имеющими ни имени, ни истории. Это пугающее неопределенное нечто является зовом древней и позабытой, "детской", части самости, которая ищет выхода на свет, жаждет получить голос. Внутри есть что-то, что хочет быть прожитым. Но пережить это невозможно. Текущая психическая организация таких людей не способна впустить в себя этот опыт, переварить и ассимилировать его. Более того, структура их личности формировалась с целью НЕ переживать этот опыт.

Человек вынужден прятать себя от себя. Делать части себя не-собой, лишать их существования, анестезировать пласты своего "я". Таким образом, внутри разворачивается тот же процесс, который когда-то происходил в ранних отношениях с родителем. То, что когда-то было не распознано значимыми другими, не может прорваться в существование во внутрипсихическом пространстве. "Внешнее" выживание в невыносимых условиях преобразуется во "внутреннюю" оккупацию психики невидимыми врагами. Травма образует замкнутый круг, в котором повторяет сама себя.

Для работы с этими состояниями необходимо, чтобы терапевт сумел увидеть то, что когда-то не было увидено, что существует в заточенном и захороненном виде. В виде симптома, отрезанного от личности, лишенного связи с "я". А затем предоставить клиенту возможность интегрировать эти переживания. Это становится возможным, когда терапевту совместно с клиентом удается создать пространство, которое станет для диссоциированных аспектов самости тем отношенческим домом, которого у них никогда не было, а клиент, опираясь на это, позволит выплыть на поверхность психики невыносимым переживаниям, выпустить их из заключения. Этот путь может занять долгие годы, а порой и десятилетия. Время нужно на постепенное наращивание внутрипсихического ресурса и контейнирующих емкостей терапевтических отношений, чтобы клиент мог позволить этому раскрытию произойти и суметь его выдержать. Субъективно это может восприниматься как шаг в смерть, через которую надо пройти, чтобы суметь родиться заново.

Голланд Этель, Левчук Александр
2017 год


источник - ru_psihologru_psiholog 
[3 ссылок 54 комментариев 5100 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Свежие посты

Твиттер

Twitter января 18, 21:00
Маля Крик души, написанный сразу после киносеанса, три дня назад. С тех пор я успела остыть, но мнение не изменилос http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=547c16ee-61f8-4078-ac6a-5717f881149b

Twitter января 18, 20:37
RT @SFGO76_: А вообще я жду, когда пендосы выложат списки российских чиновников, хранящих бабло там.. Очень хочется узнать кто из этих чино…

Twitter января 18, 20:37
@SFGO76_ Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 449 ретвитами и 52 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/SFGO76_/status/953884699751079936

Twitter января 18, 20:20
Нью-Йорк и Нью-Джерси одним туманным днемЕще совсем недавно мы страдали от аномального холода накрывшего почти все http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7f2b4802-0bb0-4dad-9289-64afb46a82c1

Twitter января 18, 20:00
Жалкую... Официально уволилась я с завтрашнего дня, так что завтра мне предстоит поездка в главный офис за трудовой http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f9e3e686-c3bf-49b4-a251-6d735d7c5f88

Twitter января 18, 19:13
@hey_lebowski Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 499 ретвитами и 2 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/hey_lebowski/status/953935415832121344

Twitter января 18, 19:13
RT @hey_lebowski: на остановке девушка по телефону говорила о том что ей сегодня нужно потратить оставшиеся ЛИШНИЕ деньги. не знаю что за с…

Twitter января 18, 19:00
Срочно возвращаемся в ЖЖ...Тыщу лет уже не заглядывал в любимый дневничок, а сегодня смотрю, показатель СК вырос пр http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=67aafd0e-8f0f-4991-a07a-b2607aec1889

Twitter января 18, 18:40
Ход реализации программы морского газотурбостроения в РоссииКак сообщило в своем пресс-релизе АО Объединенная двига http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=e546d282-eb7c-42f7-8a23-591c66466ea1

Twitter января 18, 18:20
Хорошая была страна Иордания, но она для меня умерлаФотография меня с пакетами чая в руках отнюдь не постановочная. http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=b2de1a98-42f1-4020-b079-479420cea1c7

Twitter января 18, 18:00
Дети вторых семей Я получила письмо, которое не требует моего ответа. Точнее, у меня на него ответа и нет.Но вопрос http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=ee84e3f7-7ea2-4df9-bb55-b6ef25a21f76

Twitter января 18, 17:40
Белорусский баланс или шпагат Лукашенко3 копейки, предоплата: В последнее время редко прибегаю к публикации чужих т http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=90942fc0-7f8e-41b7-89d3-77d9ef0e3d9c

Twitter января 18, 17:20
Откуда в уральской глубинке 30 Bugatti Veyron или как работает мини-ТЭЦ?Вы когда-нибудь задумывались, насколько чел http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=07e46ae6-7ebd-48a7-89c0-690c2fbf00f0

Twitter января 18, 17:00
Курица-убийца или все-таки едаНу не совсем, но, по мнению, некоторых СМИ «куриное мясо признали крайне опасны http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=c51c47ad-39d6-4221-b0bc-4c4025854df5

Twitter января 18, 16:40
"Золоте перо" - рецензия на театральную постановкуКогда Ирина Цветкова несколько раз произнесла со сцены слово инт http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=1905370d-f9d4-4d61-8032-8b2c35f13f19

Twitter января 18, 16:00
Стало известно имя избранника Лены МироКак вы, скорее всего помните, некоторое время назад в Живом Журнале была опу http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=53c6c1d2-8daa-4981-8174-ec6db50d170c

Twitter января 18, 15:40
Кремленологическое: кто за кем стоит------------------------------------------------------------------------------- http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5a5b66f5-1e9a-46de-8950-9b2b32fcf532

Twitter января 18, 15:20
Страна, в которой вообще не воруют. Как такое возможно?Когда я об этом говорю, мне многие не верят: как такое возмо http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=19aad794-00ac-4eec-882e-4c4effb91371

Twitter января 18, 15:00
Борьба с троллингом Один мой знакомый на одном из проектов, где люди привыкли общаться через форумы и комментарии, http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=c1b92817-64bf-4410-8984-a1db7cbb7598

Twitter января 18, 14:40
Чужое место С ума сойти. 2 ! 2, блин, года страданий! Я – дура,да?И ведь всем вещаю , что жизнь – она д http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=0e5fa2b9-934e-417f-a244-9a161d868beb

Подпишись в твиттере
 

Рейтинг постов блогосферы