Дереализация. Жизнь сквозь пелену

Написали совместно с коллегой Этель Голланд ethel_h небольшую статью.


Есть клиенты, чья связь с миром, другими людьми и самими собой подобна тонкой нити, которая может обрываться при малейшем натяжении. Себя они чувствуют не вполне живыми и/или не вполне воплотившимися в собственной телесности. Они говорят, что на месте их прошлого — при сохранности памяти о произошедшем – эмоциональная пустота. Личная история словно утекает сквозь пальцы, воспринимается как нечто узнанное со стороны, нежели прожитое на собственном опыте. Недавние события скоропостижно блекнут, теряют свои краски, угасают связанные с ними переживания, оставляя за собой лишь призрак, в отношении которого все труднее понять, а мое ли это прошлое, а происходило ли это вообще, возможно, мне это просто приснилось.Такие люди словно не могут ухватиться за то, что произошло вчера, и не могут опереться на собственный опыт. Психика не удерживает опыт жизни в едином и связном нарративе.
...
С клинической точки зрения подобные переживания проявляются как хронические депрессивные состояния с выраженными дереализационными и деперсонализационными жалобами. Это значит, что и собственное "я" и мир вокруг ощущаются словно через мутную пленку, недостижимые и ненастоящие. Все как будто бы немного искусственное, фальшивое. Собственные же чувства словно заморожены, анестезированы. Описанное состояние переживается как болезненно-чужеродное, тягостное. В наиболее тяжелых случаях возникает так называемое "болезненное психическое бесчувствие": мучительное субъективное ощущение равнодушия. В таких состояниях люди даже стремятся к переживанию боли, потому что субъективно она является более переносимой, чем ощущение самого себя неживым конструктом.

Впрочем, настолько остро подобная психическая анестезия проявляется довольно редко; обычно же это стертые, размазанные состояния, которые облегчаются при медикаментозном лечении, но не проходят полностью. Они вроде бы позволяют жить, но не дают соприкоснуться ни с болью, ни с радостью – собственная аффективность изолируется из сферы сознательного опыта.

При таких стертых дереализационно-деперсонализационных проявлениях совершенно особым образом складываются отношения со временем. В субъективном восприятии время перестает быть непрерывным потоком, словно бы оно создается не непрерывным движением часовой стрелки, а дискретными цифрами на часах.

Опираясь на эту метафору, Sheldom Bach называет состояния непрерывного времени — аналоговым, а дискретное, рассыпающееся ощущение времени — цифровым. Люди, в нормальном аналоговом состоянии, с его слов, переживают непрерывность своей жизни, потому что в любой заданный момент имеют имплицитное чувственное знание, откуда они пришли и куда собираются двигаться (так же как на аналоговых часах можно увидеть тот час, от которого часовая стрелка направляется далее, и час, в сторону которого она движется, ровно как и ее местоположение в настоящий момент). Настоящее словно бы пронизывается прошлым и будущим, связано с ними как пуповиной — ощущением непрерывности собственного опыта.

При дискретном, цифровом переживании времени, оно предстает как последовательность разобщенных моментов, каждый из которых словно бы не в силах связаться с последующим и предыдущим, отщеплен от них. Разрывы между этими моментами могут переживаться как брешь, вакуум, своеобразные зависания-застывания, психическая смерть самости. Внешне это может проявляться в как будто бы внезапно и беспричинно пронзающей растерянности, забывчивости и пр., когда словно бы теряется последовательность даже самых простых действий.

Подобные бреши и ощущение пустоты пронизывают практически любой психический материал, о котором можно было бы рефлексировать и вербализовать. Он представляется рассыпанными отдельными бусинами опыта, которые невозможно связать в единую нить. Это распадающееся ощущение собственной жизни требует постоянного контроля и сознательных усилий для удержания связности самости. Внутренняя жизнь такого человека пропитана недоверием к собственным переживаниям, их лабильностью и трудностью фокусировки на них. Все это не позволяет опираться на собственный опыт. Порой выпадение в такую брешь переживается словно погасшая жизнь и смертеподобное состояние, анабиоз, кома, обесточенность.

Это не просто разрывы в связности, которые возникают от того, что расщепление дробит целостность нарратива личности, фрагментируя его на изолированные куски. Это незаполненные пустоты, пласты аффективного опыта, который никогда не был размещен в отношениях, не был увиден, распознан и освоен и потому — остался невыразимым в принципе, и ощущается либо как враждебные, чужеродные куски "не я", прорывающиеся в виде разнообразной симптоматики наружу (тревога, панические атаки, различные психотические переживания и пр.), либо — не ощутим вовсе, вернее, ощутим лишь как дыра и пустота, и остекленевшее время, увязшее в настоящем и лишенное связи с прошлым и будущим.

Стоит отметить, что подобные диссоциированные (и поэтому переживаемые как чужеродные и враждебные) фрагменты самости есть у каждого из нас. Это аффективно заряженные пласты раннего опыта, который никогда не был размещен и освоен в поле отношений с людьми (например, не был распознан и урегулирован родителями, что оставляло младенца наедине с затапливающим аффектом и необходимостью справляться с ним своими собственными ресурсами, которых у него на тот момент было недостаточно). Если эти куски непереваренного опыта незначительны, то психика справляется с тем, чтобы поддерживать переживание цельности, связности и непрерывности самости.

При наличии больших разрывов в субъективном опыте, самость оказывается пронизана угрозой распада и психической смерти. Чем масштабнее эти разрывы, тем более уязвим будет человек перед внезапной актуализацией фрагментов диссоциированного аффективного опыта, и тем более мощные деперсонализационные и дереализационные защиты, направленные на снижение общей чувствительности, будут необходимы для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование. В наиболее тяжелых случаях это приводит к полному избеганию инициативы, изменений и уничтожению собственного будущего. Человек капсулируется во внутренней крепости, которая защищает его от повторного переживания непереносимых состояний, но одновременно превращается в тюремную клетку, изолирующую его от жизни. Парадоксальным образом, работа этих защит приводит к тому самому переживанию психической смерти, от которого они и призваны защищать.

Прорыв диссоциированных фрагментов самости переживается как затапливание непереносимым недифференцированным аффектом, атака неведомых призраков, у которых нет ни имени, ни формы – все это в экстремальных случаях приводит к транзиторным психотическим переживаниям. Либо же, если ресурса у психики больше и/или пласты диссоцированного травматического опыта не столь значительны, то самость удерживается от переживания распада. Но и в этом случае подобные аффективные вторжения выдергивают человека из ткани повседневности, из контекста событий вокруг. Динамический фильм прерывается увязанием в статическом, навязчиво внедряющемся кадре. Этот кадр на какое-то время подменяет собой фильм, человек застревает в переживаниях, не связанных с актуальным моментом.

Такие клиенты нередко сообщают о страхе потери контроля. Перспектива ослабления системы защит вызывает животный ужас и фантазии о схождении с ума, совершении пугающих поступков, потере себя, падении в бездну, распаде на кусочки. Соответственно, такой человек оказывается заключенным между дерелизационно-деперсонализационными защитами (которые призваны через тотальное застывание всех психических процессов сохранить ощущение "я") и прорывами через эти защиты затапливающих аффектов (ставящих под угрозу само существование самости).

Ранний травматический опыт бывает настолько непереносим, что не может быть удержан в рамках связного, цельного и непрерывного переживания самости. В таких случаях диссоциация является единственным средством сохранить себя в невыносимых условиях. В дальнейшем психика человека делает все возможное, чтобы не помнить этой непереносимой боли, но эта боль помнит его. Она прорывается беспокоящими сквозняками, отголосками пугающего опыта. Из-за того, что психика однажды решила "забыть" про то, о чем невозможно помнить, подобные сквозняки остаются лишь непонятными беспокоящими симптомами, не имеющими ни имени, ни истории. Это пугающее неопределенное нечто является зовом древней и позабытой, "детской", части самости, которая ищет выхода на свет, жаждет получить голос. Внутри есть что-то, что хочет быть прожитым. Но пережить это невозможно. Текущая психическая организация таких людей не способна впустить в себя этот опыт, переварить и ассимилировать его. Более того, структура их личности формировалась с целью НЕ переживать этот опыт.

Человек вынужден прятать себя от себя. Делать части себя не-собой, лишать их существования, анестезировать пласты своего "я". Таким образом, внутри разворачивается тот же процесс, который когда-то происходил в ранних отношениях с родителем. То, что когда-то было не распознано значимыми другими, не может прорваться в существование во внутрипсихическом пространстве. "Внешнее" выживание в невыносимых условиях преобразуется во "внутреннюю" оккупацию психики невидимыми врагами. Травма образует замкнутый круг, в котором повторяет сама себя.

Для работы с этими состояниями необходимо, чтобы терапевт сумел увидеть то, что когда-то не было увидено, что существует в заточенном и захороненном виде. В виде симптома, отрезанного от личности, лишенного связи с "я". А затем предоставить клиенту возможность интегрировать эти переживания. Это становится возможным, когда терапевту совместно с клиентом удается создать пространство, которое станет для диссоциированных аспектов самости тем отношенческим домом, которого у них никогда не было, а клиент, опираясь на это, позволит выплыть на поверхность психики невыносимым переживаниям, выпустить их из заключения. Этот путь может занять долгие годы, а порой и десятилетия. Время нужно на постепенное наращивание внутрипсихического ресурса и контейнирующих емкостей терапевтических отношений, чтобы клиент мог позволить этому раскрытию произойти и суметь его выдержать. Субъективно это может восприниматься как шаг в смерть, через которую надо пройти, чтобы суметь родиться заново.

Голланд Этель, Левчук Александр
2017 год


источник - ru_psihologru_psiholog 
[3 ссылок 54 комментариев 5100 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Облако блогеров

Свежие посты

Твиттер

Twitter ноября 19, 19:00
О маленьких домиках Оказывается, он вовсе не деревянный, как может показаться[more]Оказывается, он вовсе не деревян http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=4693ed53-d3db-4162-83ac-6cd2beaa232a

Twitter ноября 19, 18:40
Обладатель рекордного в России джекпота в 506 миллионов, нашелся!Организаторы лотереи «Русское лото» от http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=af0b5d72-459a-44a1-b42c-c91bf84226ea

Twitter ноября 19, 18:00
Торт на газоне или борьба с обжорством любимой женыМы медленно шли домой и уже почти подошли к своему парадному, ка http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=40048e16-5923-4da4-84ab-bc57a0e5dabd

Twitter ноября 19, 17:40
"Ворошиловский стрелок". "Лизка была подростком, и папа умирал от ужаса за нее..."Ульянов очень переживал развал с http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=b5ef4e33-1539-4d94-bf75-dccd54733e04

Twitter ноября 19, 17:00
Как подготовиться к новому кризисуСегодня может показаться, что ситуация в России вполне стабильна - Путин с друзья http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3d530d0c-9f69-4dcf-9a93-7ebda79cfa92

Twitter ноября 19, 16:53
@GraniTweet Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 505 ретвитами и 10 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/GraniTweet/status/932227252405833729

Twitter ноября 19, 16:53
RT @GraniTweet: Билл Браудер коротко и ясно объясняет, почему Путин будет президентом до своей смерти. https://twitter.com/GraniTweet/status/932227252405833729/video/1

Twitter ноября 19, 16:13
RT @UASevas: Интересный расклад. На фото младший сын Виктора Балоги - Павел,за столом вместе с недавно задержанным со взрывчаткой в Киеве Е…

Twitter ноября 19, 16:13
@UASevas Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 478 ретвитами и 4 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/UASevas/status/932065029372960768

Twitter ноября 19, 16:12
@ChetkiyTASS Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 525 ретвитами и 13 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/ChetkiyTASS/status/931997921633095681

Twitter ноября 19, 16:12
RT @ChetkiyTASS: - Ну фсё, пошла потеха. https://twitter.com/ChetkiyTASS/status/931997921633095681/photo/1

Twitter ноября 19, 16:12
RT @Albertich61: "Если вам не нравятся мои законы - идите в мой суд..." - авторство не известно. https://twitter.com/Albertich61/status/932097806000631809/photo/1

Twitter ноября 19, 16:12
@Albertich61 Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 535 ретвитами и 26 ответами на 4е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/Albertich61/status/932097806000631809

Twitter ноября 19, 16:00
"Аритмия" - 4/10 Есть известная эпиграмма: Михаил Александрович Дудин Дляостого читателя труден.И поэтому пишет дл http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=2012b3e5-4085-4b14-8212-5cc6492b45ce

Twitter ноября 19, 15:40
Социализм ругают те, кто понимает, что не может его превзойти«Сталин — зло, а нынешние — кто?»: «О Собчак, Стене ск http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=9206d16d-dc8a-45c3-bdee-279cbbd89ea3

Twitter ноября 19, 15:00
ГЕНЕРАЛЫ ГРАЖДАНСКОГО МИРАВозможно, я ошибаюсь, но есть ощущение, что автор над чем-то иронизирует, - и не могу пон http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=96fa5e65-982e-44a2-98a3-0ba6957e574c

Twitter ноября 19, 14:40
Что тестостерон делает с человекомЯ тут старые фотки перекапывала, очень хотела найти одну, за компанию нашла сотню http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=6ce4faef-c6b3-4c5b-8499-c8f8c6e63d43

Twitter ноября 19, 14:12
Герои дня Минобороны Польши - 32 Великой Отечественной - 16 Мануши Чхиллар - 15 Роберта Мугабе - 14 Ксения Собчак - 12

Twitter ноября 19, 14:00
Раскрашенный Деточкин, или зачем колоризовали "Берегись автомобиля"Вчера, в юбилей Эльдара Рязанова, по Первому кан http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=c742a858-d23d-4ee1-9cce-d3059a8bfe6c

Twitter ноября 19, 13:40
Просто дура Интересно, а что думают люди, когда связывают себя узами в ЗАГСе? По идее, лишиться свободы можно лишь http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=fea2f6d1-0b32-4699-9f45-3e37d4c52539

Подпишись в твиттере
 

Рейтинг постов блогосферы