Еще о нераскаянных анафемах

«16 января 1924 года патриарх Тихон и Синод при нем отстранили от управления Американской епархией митрополита Платона (Рождественского) за неподчинение высшей церковной власти. Этому мероприятию митр. Платон не подчинился и этим оформил начало американского раскола… Детройтский собор 4 апреля 1924 года вынес постановление, в котором провозглашал русскую православную епархию в Америке «временно самоуправляющейся до созыва Всероссийского собора»… 16 августа 1933 года митрополит Сергий и Синод определили предать митрополита Платона суду за неповиновение. К несчастью, митрополит Платон не покаялся до своей кончины в 1934 году… Собор в Кливленде 23 ноября 1934 года в преемники митрополиту Платону избрал архиепископа Феофила (Пашковского). Митрополит Феофил, став преемником отделившегося от Церкви иерарха, подпал под действие наложенного на последнего прещения. И в 1935 году новым определением заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергия и синод подтвердили запрещение в священнослужении митрополита Феофила и подчиненного ему духовенства…. Внимая прошениям паствы покойного митрополита Платона, патриарх Алексий телеграммой от 19 апреля 1946 года разрешил митрополиту Вениамину (РПЦ МП) совершить панихиду по митрополиту Платона с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное прещение считалось посмертно снятым» (Казим-Бек А. К десятилетию одного судебного процесса // ЖМП 1957, № 6, сс. 66-70).

На митр. Феофила еще 12 декабря 1947 года постановлением Патриарха и Синода наложено запрещение «за противление к воссоединению с Матерью-Церковью и незаконное анафематствование архиепископа Макария», воссоединившегося с Московской Патриархией.



ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ

И СВЯЩЕННОГО ПРИ НЕМ СИНОДА
К АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ПАСТВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ


«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны,
вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Римл. 16, 17).

С 20-х годов нынешнего столетия, воспользовавшись временным прекращением сношений с Московской Патриархией вследствие сложившихся внешних тяжелых условий, часть Русской Православной Церкви в Америке отошла от канонического общения с Матерью-Церковью Российской, самочинно управлялась и подвергалась за это в 1934— 1935 гг. запрещению от Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия.

Непрерывная, начиная с того же времени, цепь расколов и разделений тяжко отразилась на жизни Православных русских приходов в Америке, вообще, и привела к тому, что в настоящее время нет порядка и единства, как в Патриарших приходских общинах, так и в приходах, находящихся вне ведения Московской Патриархии. В последних это отсутствие единства выражается в том, что вслед за Митрополитом Феофилом епископы и часть священников стоят за полное отделение от Матери Русской Церкви и за образование автокефальной Церкви Американской, а другая часть священства и церковный народ в большей своей части желает подчинения Московскому Патриарху на правах автономии, что является для Патриархии вполне приемлемым, при соблюдении канонических требований, нарушать которые мы не можем.

С глубокой скорбью приходится признать современное положение Русской Церкви в Америке — хаотическим.

Ненормальность положения была, наконец, осознана большей частью духовенства и верующих, и Всеамериканский Церковный Собор, бывший в Кливлэнде в ноябре 1946 г., громадным большинством голосов постановил просить меня воссоединить Русскую Православную Церковь в Северной Америке и Канаде с Церковью-Матерью и пребывать духовным Главой ее при условии сохранения для нее полной автономии, существующей в настоящее время.

На посланное нам сообщение об этом постановлении мы ответили Митрополиту Феофилу, что приветствуем это решение Кливлэндского Собора, принципиально не возражаем против испрашиваемой автономии для нашей Православной Церкви в Америке и поручаем Митрополиту Ленинградскому Григорию в миролюбивом духе обсудить условия автономии с Митрополитом Феофилом.

В июле с. г. Митрополит Григорий выехал в Северную Америку, чтобы путем переговоров с Митрополитом Феофилом установить условия автономии и чрез совместное служение с ним и прочими епископами закрепить каноническую и молитвенно-литургическую связь Русской Православной Церкви в Америке с Церковью-Матерью.

Встретив полное сочувствие к воссоединению с Матерью-Церковью со стороны отдельных лиц, как духовных, так и мирских, Митрополит Григорий увидел упорное сопротивление со стороны Митрополита Феофила, сопротивление, принявшее притом формы совершенно недопустимые, особенно в отношениях между церковными деятелями, облеченными в священный сан.

Несмотря на неоднократные призывы Митрополита Григория к свиданию, Митрополит Феофил ни на один из них даже не ответил, показывая этим, что он не только с обязательствами, вытекающими из им же самим в свое время одобренных и принятых постановлений Кливлэндского Собора и требующими от него войти в сношение с Московской Патриархией, не считается, но и с представителем Московской Патриархии, прибывшим в Америку со специальной миссией вести переговоры с ним, Митрополитом Феофилом, как с возглавляющим ту часть Русской Церкви, которая устами Собора выразила желание возвратиться на канонический путь воссоединения с Церковью-Матерью. Мало того, и он сам и некоторые его епископы допустили непозволительные выступления с амвона и в печати в отношении Патриаршей Церкви и Ее представителей; предложенные Митрополитом Григорием условия канонической автономии отвергли, и на своем Соборе в ноябре сего года решительно высказались за продолжение самочинного управления в разрыве с Матерью-Церковью.

Лично стремясь к полному разрыву с Матерью-Церковью и к самочинному «господству над наследием Божиим», эти иерархи, во главе с Митрополитом Феофилом, вместе с тем вынуждены считаться с прояснившимся церковным сознанием своей Русской паствы, и потому, боясь потерять свое положение, они лицемерно делают вид, что были бы рады восстановить полное единение с Матерью-Церковью, если бы им не препятствовали «трудные обстоятельства времени».

Но «трудные обстоятельствам, и даже гораздо более трудные, бывали и ранее, и все же Православная Церковь никогда не забывала завета VI Вселенского Собора (Прав. 37), что никакие обстоятельства времени «не должны действовать во вред церковных прав».

Наш долг открыть Православной Русской пастве в Америке все лицемерие ее духовных вождей, говорящих о «вожделенном времени полного и всестороннего общения с Матерью-Церковью Русской», «о признании Ея подвига на Русской земле» и даже поминающих имя Московского Патриарха за Богослужением, а на деле уклоняющихся от общения.

О каком своем стремлении к единению с Матерью-Церковью могут говорить эти иерархи, когда старший из них, Митрополит Феофил, вопреки всякому праву на такое действие, наложил проклятие на своего собрата Архиепископа Нью-Йоркского Макария, именно за то, что сей старец послушался голоса своей совести и воссоединился с Матерью-Церковью? Таким своим незаконным действием Митрополит Феофил, по слову Божию (Быт. 27,29; Псал. 108, 17), сам на себя навлек проклятие.

О каком стремлении к единению можно говорить, когда Митрополит Ленинградский Григорий, прибывший как представитель Патриарха в Америку с единственной целью восстановления единения, в течение нескольких месяцев не мог добиться встречи с Митрополитом Феофилом для восстановления этого единения? А между тем, сам же Митрополит Феофил в своей ответной телеграмме Патриарху в феврале 1947 г. по поводу предполагаемого приезда Митрополита Григория писал, что с его стороны к этому приезду «препятствий не имеется» и что он верит, «что все вопросы будут разрешены в мире ради блага и единства Церкви».

О каком стремлении к единению можно говорить, когда строго каноническое, поставленное Патриархом условие этого единения — совместное служение отколовшихся с верными Матери-Церкви иерархами до сих пор не было выполнено и когда единомысленные с Митрополитом Феофилом иерархи в своем, опубликованном 22 ноября, послании заявляют, что они «считают провозглашение полной независимости (автокефалии) нашей Русской Американской Церкви преждевременным», и, значит, ждут только «подобна времени» в будущем, чтобы самочинно провозгласить такую полную независимость, т. е. раскол?

Пусть же верные чада Православной Российской Церкви блюдут, како опасно ходят; пусть не допускают они, чтобы самочинники обманывали своим лицемерием и отрывали их от родной Церкви, ибо только в единении с Нею можно находить и мир душевный и спасение вечное. А это единение должно быть основано на строго канонических началах, нарушение которых есть грех пред Церковью.

Принимая во внимание все вышеизложенные данные, освещающие положение церковных дел в Америке, и усматривая, что главными виновниками разделения являются те, кто должны бы были по своему положению архипастырей и руководителей блюсти по Апостолу «единение духа в союзе мира», именно Митрополит Феофил и сущие с ним епископы; что пастыри, возглавляющие приходы, подчиненные Митрополиту Феофилу, в большинстве остаются в его ведении против своего личного желания, бессильные пред сложившимися обстоятельствами, и что, таким образом, вина их в разделении является гораздо меньшей, что православный народ является в сущности жертвой раздоров и раз-лелений, царящих в церковной жизни Америки, — мы и Священный Синод в заседании своем от 12 декабря 1947 года

Постановили:

Митрополита Феофила и единомысленных с ним Епископов: Чикагского Архиепископа Леонтия, Аляскинского Иоанна, Бруклинского Иоанна и Епископа Никона — за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлэндского собора, а первого и за незаконно наложенное «проклятие» на Архиепископа Макария за воссоединение его с Московской Патриархией — подвергнуть Суду Собора Епископов, согласно с Правилами: 34-м Апост., 9-м Антиох. Соб., 15-м Двукратн. Соб.

Наложенное на Митрополита Феофила 5 января 1935 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием и условно снятое с него в январе 1947 г. Святейшим Патриархом Московским Алексием запрещение, оставить в силе, вследствие неисполнения им указанного Патриархом условия воссоединения чрез совместное служение его, Митрополита Феофила, с Преосвященным Экзархом, или с представителем Патриарха — Митрополитом Григорием. Это же запрещение простирается и на вышеупомянутых Епископов, идущих вслед за Митрополитом Феофилом по пути раскола.

2. Поручить Преосвященному Экзарху, Архиепископу Макарию, принимать духовных лиц, желающих воссоединения — через общение с ними в таинстве Евхаристии после исповеди их у духовника.

Извещая о сем всех верных чад Русской Православной Церкви в Америке, мы по Апостолу «умоляем вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем...» (I Фессалон. 5, 14), — и призываем всех, ищущих верного пути спасения в каноническом общении со Всероссийской Церковью-Матерью и выразивших это на Всеамериканском Церковном Кливлэндском Соборе в 1946 г. — объединиться вокруг нашего Экзарха в Северной Америке, Преосвященного Архиепископа Макария, доколе Господу Богу угодно будет на очередном Всеамериканском Церковном Соборе благословить общее полное единение всех православно верующих чад нашей Русской Православной Церкви в Америке с Церковью-Матерью, о чем мы молим Пастыреначальника-Христа, призывая и вас, — Архипастырей, пастырей и паству нашу к усердным о сем молитвам.

«Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Римл. 15, 5,6). Аминь.

ЖМП 1948, № 1.

***
Помянутый среди прочих подсудимый еп. Леонтий после Феофила стал главой американской митрополии.

Но в томосе об автокефалии Православной Церкви в Америке, выданном все тем же патриархом Алексием в Москве 10 апреля 1970 года нет ни слова о покаянии, прощении и вообще о былых конфликтах.

Аналогичным было и примирение Финской епархии, которая в начале 20-х годов ушла под Константинополь и в течение следующих 20 лет не имела общения с РПЦ.

30 апреля 1957 года Синод постановил:
«1. Предать забвению все канонические споры и недоразумения, имевшие место между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью. 2. Признать статус-кво Финляндской Автономной Православной Церкви, состоящей в Константинопольском Патриархате. 3. В силу этого немедленно установить молитвенно-каноническое общение между обеими церквами».
ЖМП 1957 № 6 с. 12

источник - diak_kuraevdiak_kuraev 
[1 ссылок 91 комментариев 3350 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Свежие посты

 

 
 

Рейтинг постов блогосферы