Как китайцы построили железную дорогу в Тибет

Герметичные вагоны, индивидуальные кислородные маски для каждого пассажира, специально разработанные локомотивы, бесконечные эстакады на вечной мерзлоте, десятки безлюдных станций на фоне заснеженных горных пиков — все это уникальная Цинхай-Тибетская железная дорога. Всего за пять лет и три с половиной миллиарда долларов в Китае построили магистраль длиной в 1150 километров, соединившую «Крышу мира» с основной территорией страны.

Поездом на высоту в пять километров: как китайцы построили железную дорогу в Тибет


Еще в начале 1920-х революционер Сунь Ятсен в своем программном «Плане реконструкции Китая» предложил построить в стране около 100 000 километров новых железных дорог, в числе которых были и линии на Тибетском нагорье. По объективным причинам к идее «отца нации» смогли вернуться только в 1950-е годы при председателе Мао. Проект железной дороги в столицу Тибета Лхасу был утвержден к 1960 году, однако ее строительство было заморожено почти на полтора десятилетия — Китай с трудом пожинал плоды «Большого скачка».



Только в 1974 году возведение первого участка будущей магистрали, от столицы провинции Цинхай города Синин к Голмуду уже на Тибетском нагорье, возобновилось. 814 километров железной дороги силами армии и заключенных построили за пять лет, к 1979 году, но пассажирское движение открылось здесь только в 1984-м.
...




Работа над вторым, высокогорным, участком до Лхасы была связана с инженерными задачами особой сложности: строителям предстояло трудиться в условиях вечной мерзлоты, недостатка кислорода и к тому же уникальной тибетской экосистемы, сохранение которой было объявлено китайской партией и правительством вопросом первостепенной важности.



Только в начале XXI века страна достигла уровня технологической готовности, позволившего приступить к реализации масштабного инфраструктурного проекта. Более того, возведение железной дороги до Лхасы стало ключевым этапом программы развития Западного Китая, целью которой является ликвидация диспропорции в развитии восточных и западных регионов страны. Еще одной важной, а возможно и основной, задачей правительства КНР было укрепление связей именно Тибетской автономии, контроль над которой был вновь установлен лишь в 1950 году, с основной китайской территорией.



Согласно проекту, утвержденному в 2000 году председателем КНР Цзян Цзэминем, общая протяженность новой железной дороги должна была составить 1142 километра. На этом участке было организовано 45 станций, 38 из которых были автоматическими, без обслуживающего персонала. Тибетская магистраль от Голмуда поднималась с высоты 2800 метров над уровнем моря до перевала Танг-Ла (5072 метра) и затем вновь спускалась к Лхасе (3642 метра).





Вокзал Голмуда.



Конечный терминал в Лхасе.





Около 80% всего нового участка (960 километров) проходило по труднопроходимым высокогорным районам на высоте свыше 4000 метров над уровнем моря, из них около 550 километров располагалось в зоне вечной мерзлоты.





Строительство железной дороги там представляло серьезную инженерную проблему. Дело в том, что верхний слой вечной мерзлоты имеет свойство в краткий летний период оттаивать, порой превращаясь в труднопроходимое болото. В этой связи реальную угрозу представляли подвижки почвы, что могло привести к деформации и разрушению пути. Для того чтобы ликвидировать такой риск, проектировщики Цинхай-Тибетской дороги разработали специальную схему ее устройства, фактически изолирующую какое-либо влияние магистрали на окружающую среду и наоборот.



Рельсы укладывались на специальную насыпь из булыжников, засыпанных песчаным слоем. В поперечной проекции насыпь перфорировалась сквозной сетью труб для обеспечения лучшей ее вентиляции, а ее склоны закрывались специальными металлическими листами, отражающими солнечный свет и тем самым еще более препятствовавшими ее нагреванию.



На отдельных участках устраивались еще и скважины, заполненные жидким азотом. Все эти мероприятия фактически замораживали насыпь под дорогой, предотвращая нагрев верхнего слоя вечной мерзлоты, его оттаивание и последующую деформацию железнодорожного полотна.





Для компенсации перепадов высот в районах строительства значительная часть магистрали проложена по эстакадам. Всего на ее 1142 километрах устроено 675 мостов, общей протяженностью 160 километров. Опоры этих эстакад по сути представляют собой сваи, основания которых покоятся глубоко в вечной мерзлоте, благодаря чему сезонные оттаивания верхнего ее слоя не оказывают никакого влияния на стабильность конструкции сооружения.



Промежутки между опорами-колоннами не препятствуют свободной циркуляции воздуха под ними, что позволяет минимизировать дополнительный тепловой эффект от железной дороги.



Помимо технической составляющей, важным достоинством эстакадных участков является тот факт, что они не препятствуют свободному перемещению под магистралью уникальных порой представителей местной фауны. Негативный эффект от инородного включения в тибетскую экосистему сведен, таким образом, до минимума.



Участки Цинхай-Тибетской дороги, проложенные на насыпи по поверхности земли, огорожены на всем их протяжении, а для перехода мигрирующих животных регулярно проложены специальные тоннели и сооружены мосты.





После окончания строительства Тибетская магистраль установила сразу несколько рекордов железнодорожного строительства. В 350 километрах от Голмуда на высоте 4900 метров над уровнем моря был построен самый высокогорный железнодорожный тоннель в мире, получивший название Фэнхошань (тоннель Ветреного вулкана).



Станция же Танг-Ла на одноименном горном перевале стала самой высокогорной железнодорожной станцией в мире. Окружающие ее горы кажутся скорее холмами, но это обманчивое впечатление. На самом деле трехпутная Танг-Ла находится на высоте 5068 метров лишь четырьмя метрами ниже высочайшей точки всей магистрали (5072 метра).



Хотя здесь и останавливаются поезда, по сути это всего лишь разъезд на однопутной магистрали. Станция полностью автоматическая и управляется из Синина, где расположено центральное управление всей дороги. Никаких населенных пунктов поблизости нет, что, впрочем, не помешало китайцам построить здесь довольно крупный вокзал, достойный станции-рекордсмена.





В большинстве случаев здесь даже не открываются двери вагонов. Для неподготовленного человека оказаться на такой высоте, где давление атмосферы составляет лишь около 35—40% от стандартного на уровне моря, представляет определенную угрозу здоровью.



Для того чтобы путешествие по высокогорным районам с их ошеломляющими пейзажами доставляло пассажирам лишь удовольствие, для Цинхай-Тибетской дороги был разработан специальный подвижной состав. Американская корпорация General Electric спроектировала для магистрали тепловозы NJ2, модифицированные для работы в высокогорных условиях, мощностью 5100 л. с. каждый. Локомотивы способны развивать скорость до 120 км/ч с составом в 15 вагонов. В зонах вечной мерзлоты скорость их движения ограничена 100 км/ч.



Вагоны для обслуживания дороги были построены на китайском заводе канадского концерна Bombardier в количестве 361 штуки (308 обычных и 53 специальных туристских). Все они фактически герметично изолированы от окружающей среды, внутри поддерживается давление кислорода, близкое к стандартному.





Несмотря на это, приступы горной болезни, вызванные недостатком кислорода, у пассажиров случались. Для их предотвращения каждое место в вагонах оборудовано индивидуальными кислородными трубками по образцу больничных. Тонированные стекла вагонов со специальным покрытием защищают пассажиров от избыточной солнечной радиации, опять же свойственной высокогорьям.





Стандартные вагоны разделены на привычные и нам три класса: сидячий, плацкарт и купе. Кроме того, в поездах имеются вагоны-рестораны.









Пропускная способность магистрали составляет восемь пар пассажирских поездов в сутки (не считая грузовых). В настоящее время Лхаса связана регулярным пассажирским движением не только с соседним «областным» центром Синином, но и с крупнейшими городами страны — Пекином и Шанхаем. В пути экспресс Пекин — Лхаса находится 44 часа. Стоимость билетов в зависимости от класса составляет от $125 (плацкарт) до $200 (купе).



Строительство Цинхай-Тибетской железной дороги началось в 2001 году. Около 20 000 рабочих, одновременно начавших прокладку магистрали из обеих конечных точек (Голмуда и Лхасы), справились с ответственной задачей партии всего за пятилетку, потратив $3,68 миллиарда долларов. По официальным данным, при этом никто не погиб, даже несмотря на длительную работу в не самых комфортных для этого условиях.





За семь лет функционирования по дороге было перевезено более 63 миллионов пассажиров и 300 миллионов тонн грузов. Годовой пассажирооборот увеличился с 6,5 миллиона человек в 2006 году, когда магистраль была сдана в эксплуатацию, до 11 миллионов человек в 2012 году, годовой грузооборот возрос с 25 миллионов тонн в 2006 году до 56 миллионов тонн в 2012 году. Уже сейчас очевидно, что новая железная дорога значительно активизировала экономическое развитие Тибета и соседней провинции Цинхай.



Существенно удешевилась доставка грузов в Тибет, в том числе и особенно ценных в горных условиях энергоносителей. Новый толчок к развитию получила и туристическая отрасль, хотя по-прежнему просто так любому желающему уехать, например, на пекинском поезде в Лхасу не получится. Для посещения Тибета китайское правительство как и прежде требует получение специального разрешения, без которого на поезд вас просто не посадят.





Скептики же считают Цинхай-Тибетскую железную дорогу лишь очередным этапом постепенной китайской колонизации своеобразного автономного региона и локомотивом освоения его природных ресурсов. Геологи уже обнаружили в высокогорных районах Тибета месторождения меди, свинца и цинка, сырья, крайне необходимого бурно растущей китайской промышленности.



Экологи, разумеется, опасаются, что наличие в крае современной железнодорожной магистрали лишь подстегнет правительство КНР к скорейшему освоению этих месторождений с непредсказуемыми последствиями для хрупкой экосистемы региона.





Впрочем, пока это лишь ничем не подтвержденные опасения. Зато трудно отрицать популярность дороги среди жителей Тибета, получивших возможность легко и быстро добираться до высокоразвитых восточных районов страны, и в особенности среди туристов, для которых магистраль является прекрасным аттракционом, созданным с типично китайским упорством, в буквальном смысле сворачивающим горы.









Источник
Читайте наше сообщество также вконтакте, где большой выбор видеосюжетов по тематике "как это сделано" и в фейсбуке.




источник - kak_eto_sdelanokak_eto_sdelano 
[6 ссылок 61 комментариев 5450 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Свежие посты

Твиттер

Twitter июля 21, 07:15
RT @dokmorgue: Таблетка для памяти. Демон 👹2012: Можно не повышать пенсионный возрастhttps://twitter.com/dokmorgue/status/1020275612567719937/video/1E

Twitter июля 21, 07:15
@dokmorgue Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 462 ретвитами и 30 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/dokmorgue/status/1020275612567719937

Twitter июля 21, 07:15
@StarshinaZapasa Поздравляю, в топе твиттера с 334 ретвитами и 60 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/StarshinaZapasa/status/1020303825339641856

Twitter июля 21, 07:15
RT @StarshinaZapasa: Я всегда говорю - самая большая проблема российской оппозиции в том, что она почти поголовно не была ни в армии, ни в…

Twitter июля 21, 07:00
Франт Вот буквально в тему наших недавних разговоров - вчера в электричке видела фактически мистера Совершенство. О http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=75d65113-45ca-4159-a7de-17197aec92e9

Twitter июля 21, 06:00
От пенсионной реформы к тотальной мобилизацииМ.Г.Делягин, критикуя явную бессмысленность в нынешних условиях пенсио http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=ba9e60a2-5d3e-47eb-8a6b-ce8a88c8710d

Twitter июля 21, 05:37
ВКС РФ нанесли более 20 авиаударов по позициям группировки «Джейш Халед бен Валид» в районе н.п. Джалин (Jaleen), А… https://twitter.com/i/web/status/1020543245804277760

Twitter июля 21, 05:31
RT @BooLovesHazza28: У меня подруга отличница поэтому ее слова: НЕ НАДО БЫТЬ УМНЫМ НЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ ЭТОГО ЧЕРТ ПОБЕРИ ВАС БУДУТ ВЫЗЫВАТЬ К ДО…

Twitter июля 21, 05:31
@BooLovesHazza28 Поздравляю, в топе твиттера с 361 ретвитами и 37 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/BooLovesHazza28/status/1020216247919816704

Twitter июля 21, 04:00
Самый лучший аэропорт в РоссииПрошлый раз, когда я сравнил его с Дубайским терминалом, на меня обрушилась критика, http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=e7079e96-ac11-437e-8dde-cda2ba70f391

Twitter июля 21, 03:00
Первое чтение Дума приняла в первом чтении закон о пенсионной реформе. В заявленных ранее параметрах - для женщин в http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=6c2d408e-33fb-4e13-9284-91294b45a217

Twitter июля 21, 02:00
Счастливое будущее теперь под запретом[more]Вы, конечно же, не стали слушать проповедь патриарха Кирилла, которую о http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=62774b3c-d0cd-4309-a96b-7ff745e829c2

Twitter июля 21, 01:00
"Без лоха..." А власти реагируваютЪ!Власти просят увеличить число экипажей ГИБДД у села Лосево из-за пробокВОРОНЕЖ, http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=6e3f2cb6-eb29-4189-990a-db6b753fab17

Twitter июля 21, 00:00
Один год до юбилея Человечество высадилось на Луну раньше, чем изобрело чемодан на колёсиках.[more]Много фото НАСА http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=bc397808-166a-4642-aa9b-76ac525148c6

Twitter июля 20, 23:06
@bamr69 Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 430 ретвитами и 19 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/bamr69/status/1020202027408818176

Twitter июля 20, 23:06
RT @bamr69: Лавры Третьего рейха не дают покоя ватникам. https://twitter.com/bamr69/status/1020202027408818176/photo/1

Twitter июля 20, 23:00
Казаки России призвали отменить пенсии совсем: "Необходимо поддержать правительство"Председатель Казачьей партии Ро http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a692f151-53ac-4dc8-ad07-1ca781ca4a53

Twitter июля 20, 22:00
Задача про дефолт Допустим, живет семейная пара в дефолте. Большинствоар, к сожалению, живут в дефолтах большей и http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a0526b7a-1605-4639-8c91-a21e0753439c

Twitter июля 20, 21:00
оптимальная поза для вязаниядорогие вязальщицы, в сообществе затишье, но я всё-таки спрошу. в какой позе вы вяжете? http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=57779d97-4131-4361-9558-f6ea82e2fa75

Twitter июля 20, 20:00
Обожемой Сегодня годовщина полета американцев на Луну, паблики вроде Науки или Истории, соответственно, постят исто http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a7b0f519-106a-4b1f-8c50-5607c2092222

Подпишись в твиттере
 

Рейтинг постов блогосферы