Картину атрибутировали, атрибутировали, да не переатрибутировали

Есть такое слово, которое часто встречается в каталогах и в выставочных этикетках — "атрибутирован", обычно даже в сокращении. Что оно означает, и как его понимать?


Вообще, по жизни, в виде глагола — это слово хорошее. Например, если написано в научной статье: "эксперты атрибутировали это полотно кисти Рембрандта". Это значит, что доселе безымянная сиротинушка приобрела фамилию. И отныне опознанную картину будут экспонировать на выставках с надписью: "Худ. И. Рембрандт, картина такая-то". Однако же если это слово стоит в скобках после фамилии художника — "Худ. И. Рембрандт (атрибутируется), картина такая-то", то оно наоборот, является для картины весьма печальным диагнозом.

Что же это за болячка?

В массе своей оно означает, что картиной никто из ученых, по-хорошему, и не занимался. Оно значит, что когда-то давно, при царе Горохе, эта картина поступила в музей как полотно кисти Репина, что все, в принципе, понимают, что никакой это не Рембрандт явно, но вот по документам она продолжает так проходить, и никому не досуг этим заняться наконец и прояснить ситуацию. Так и живет картина с таким мутным авторством, пока, например, при подготовке какой-нибудь крупной выставки ею вплотную не займутся, и не переведут ее из разряда "Рембрандт (аттр.)" во что-нибудь другое.

Еще бывают случаи, когда частный коллекционер дает на выставку или на продажу картину, с пеной у рта отстаивая, что это условный Рембрандт. Профессионалы видят, что это явно не он, но раз человеку так надо, ставят фамилию, но добавляют этот атрибут. Или какой-нибудь местный мелкий музей уперся рогом, что это шедевр его коллекции, именно Рембрандт, хотя все эксперты по художнику при виде полотна судорожно хихикают: тогда тоже при печати или экспонировании в другом месте могут добавлять это паршивое слово. На полотне может быть фальшивая подпись.

Кстати, "Спаситель Мира" Леонардо да Винчи, самая дорогая картина в мире, впаренная арабскому шейху, среди специалистов как раз с пометкой "аттр." и проходит...

Ну а так что же с глаголом "атрибутировали", спросите. Почему "эксперты атрибутировали это полотно кисти Рембрандта" дает в итоге результат без скобочек? Дело в том, что если это хорошие эксперты, то "по почерку" они дадут уже железные гарантии, что это реально Рембрандт, безо всяких добавок; в крайнем случае может быть "Рембрандт (?)", например, если по всем пунктам проходит, но сохранность такая паршивая, что все-таки остается некая неуверенность. (Музейные люди, я тут грубо обобщаю, поправьте меня пожалуйста, если я в нюансах ошиблась).

Иерархия:
  • Рембрандт
  • Рембрандт с мастерской — ученики активно помогали
  • Рембрандт или мастерская — либо автор был стар, болен пьян и поэтому писал хуже обычного, или ученик был супер
  • Рембрандт (?) — что-то смущает эксперта

Едем дальше: какое авторство картина может приобрести при изучении учеными (даю для справки любопытствующим), при условии, что фамилия его все равно остается неизвестной:
  • Мастерская Рембрандта (workshop of...; atelier) — за неимением реального авторства гения, это самый качественный вариант. Он означает, что картина реально находилась в мастерской условного Рембрандта физически, он присматривал  за тем, как подмастерья ее пишут, быть может, даже набросал контур или сказал, где поправить композицию. Картины "мастерских" иногда такого высочайшего уровня, что с трудом отличаются от авторских, особенно если художник работал конвейрным методом (как Рубенс), и ученики активно трудились на авторских произведениях тоже.
  • Школа Рембрандта (school of...) — чуть похуже уровень и сходство, но видно, что ее создатель активно тусил в мастерской гениального художника, возможно, там несколько лет провел; отпечаток манеры очень виден, но вот какая-то отсебятина все-таки заметна
  • Мастер круга Рембрандта (circle of...) — удаляемся еще дальше. Создатель картины тусил с учениками Рембрандта, пил с ними в кабаке, подматривал их творческие приемы, вероятно, придерживался тех же самых идеологических воззрений (на Бога, однополую любовь и т.п.), но самую суть их приемов все-таки не постиг.
  • Последователь Рембрандта (Follower of...) — еще холодней. Если представители предыдущих пунктов хотя бы должны быть современниками обсуждаемого гения, варились в одной кухне с ним, или хотя бы с его подмастерьями, то тут же может быть любая эпоха. В лучшем случае это следующее поколение, и гений только что умер. А то бывает, что и сильно позже возникают художники, которые настолько индуцировались, что начинают делать подобное, пытаясь воспроизвести его метод и идеи.
  • Подражатель Рембрандта (imitator of..., manner of). Тоже любая эпоха после периода работы гения. И в 19 веке кого-нибудь внезапно могло вштырить, и он начинал работать абсолютно под старого мастера. Ну, то есть ему так казалось, что абсолютно "под"; экспертам-то разница видна.
  • Ну и далее: Неизвестный художник, Германия, 17 век; просто Неизвестный художник...


Когда ученые художником начинают заниматься вплотную (например, был создан "Комитет Рембрандта", состоящий из экспертов), количество подлинников кисти автора начинает стремительно уменьшаться, зато остальные категории разбухают. Музеи, в которых висят вещи из второстепенной категории, начинают активно возмущаться, что их шедевры уволили из оригиналов. В общем, идет катавасия...

Рембрандт или мастерская. "Давид и Саул"

Мастерская Рембрандта

Школа Рембрандта

Круг Рембрандта

Последователь Рембрандта


glossary (en)



источник - shakko_kitsuneshakko_kitsune 
[9 ссылок 110 комментариев 5901 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Свежие посты

 

 

Рейтинг постов блогосферы