Лакированный гарантированный гроб



Несмотря на столь актуальный заголовок, эта заметка не про коронавирус, она чисто календарная. Ровно 80 лет назад, 28 марта 1940 года впервые поднялся в воздух прототип истребителя И-301, разработанного авиаконструкторами С.А. Лавочкиным, В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым. При запуске в серию он получил обозначение ЛаГГ-3 по первым буквам фамилий создателей. Однако летчики, которым пришлось на нем воевать, вскоре придумали другую расшифровку аббревиатуры ЛаГГ, вынесенную в заглавие. И это мрачное прозвище оказалось вполне заслуженным.
Для начала надо сказать, что СССР был единственной в мире авиационной державой, которая в годы Второй мировой войны массово строила истребители не из дюраля, а из дерева, поскольку этого дешевого сырья в России было в избытке. А ЛаГГ-3 являлся, пожалуй, наиболее ярким представителем "деревянного зодчества" советского авиапрома.

Его планер, за исключением моторамы, целиком состоял из древесины, частично - пластифицированной бакелитом. Этот материал, получивший название балинит или дельта-древесина, имел более высокий, по сравнению с обычным деревом, предел прочности, был не горюч и не подвержен гниению. Но проблема состояла в том, что химические компоненты пластификатора не производились в СССР и их приходилось закупать по импорту, причем почти весь объем довоенных закупок шел из Германии. Разумеется, в начале войны поставки прекратились, а накопленные запасы скоро иссякли.

Деревянное крыло ЛаГГ-3 с фанерной обшивкой в целом было аналогично крылу истребителя Як-1. Разница состояла в том, что создатели машины, идя навстречу требованию военных, которое Яковлев проигнорировал, сделали крыло "Лагга" разъемным. Такое решение значительно облегчало транспортировку (самолет с отстыкованными консолями умещался на стандартной железнодорожной платформе) и ремонт в полевых условиях, но все это - за счет усложнения и утяжеления конструкции.

Подобно Яковлеву, Лавочкин, Горбунов и Гудков, разрабатывая свой истребитель, планировали оснастить его мотором М-106, но им тоже пришлось довольствоваться менее мощным М-105П, поскольку М-106 так и не удалось довести "до ума". На "Лагге" эта вынужденная замена сказалась еще более негативно, чем на "Яке", поскольку за счет цельнодеревянной конструкции и разъемного крыла взлетная масса "Лагга" составляла 3300 кг. То есть, самолет был почти на 350 кг тяжелее, чем Як-1 при той же силовой установке. ЛаГГ-3 оказался слишком тяжелым для своего двигателя, удельная нагрузка на мощность достигла 3,12 кг/л.с (у Як-1 - 2,73 кг, а у "Месершмитта" Bf-109F - всего 2,22).

В результате самолет получился очень медлительным, инертным и тяжелым в управлении. Он вяло реагировал на действия летчика, с трудом выходил из пикирования и имел тенденцию к срыву в штопор, из-за чего крутые виражи на нем были невозможны. По своим летным данным серийный ЛаГГ-3 не шел ни в какое сравнение с Bf-109F, во многом уступая даже более раннему Bf-109Е.

Да и "Яку" он проигрывал по всем статьям. Максимальная скорость на малых высотах составляла всего 474 км/ч, а на высоте 5000 м ЛаГГ-3 без внешних подвесок разгонялся до 549 км/ч. Для сравнения, Як-1 выдавал 580 км/ч, а Bf-109F - более 610. Время виража ЛаГГ-3, не оборудованного предкрылками (их начали ставить только с августа 1942-го), составляло 24-26 секунд. "Мессершмитт" же описывал полный круг за 21-22 секунды, то есть, в бою на горизонталях он заходил "Лаггу" в хвост, а "Лагг" не мог ни увернуться, ни уйти из-за малой скорости.

Такие истребители впервые вступили в бой в июле 1941 года, вызывая досаду и раздражение своих пилотов. Общее мнение выразил известный летчик-ас Д.А.Кудымов, начинавший воевать на ЛаГГ-3: "Мы с завистью смотрели на тех, кому посчастливилось летать на истребителях Яковлева. На этих машинах летчики уверенно вступали в бой с немецкими самолетами". Неудивительно, что, помимо "гарантированного гроба" ЛаГГ-3 носил еще одно нелестное прозвище "утюг".

Вся дальнейшая история его развития сопровождалась постоянным стремлением любой ценой снизить вес. Начиная с 10-й серии на самолете перестали устанавливать пулеметы ШКАС, оставив только два крупнокалиберных пулемета БС, либо - один пулемет и одну 20-миллиметровую пушку ШВАК.

В результате ЛаГГ потерял свое единственное преимущество - относительно высокую огневую мощь, но все равно не сравнился с в летных характеристиках ни с "Яком", ни - тем более - с "Мессершмиттом". На 11-й серии отказались от двух крыльевых бензобаков, пожертвовав ради облегчения еще и дальностью полета. Но всё было напрасно. Врожденная тяжесть конструкции "съедала" все усилия разработчиков.

Положение усугублялось тем, что из-за прекращения импортных поставок бакелита прекратилось и производство дельта-древесины. С 1942 года этот материал пришлось заменять обычным деревом - сибирской сосной и березой, из-за чего ЛаГГ-3 потяжелел еще больше.

Прошедшие весной 1942-го в НИИ ВВС испытания одной из серийных машин, вооруженной пушкой ШВАК и пулеметом БС, показали максимальную скорость всего 539 км/ч. Для тех времен это уже никуда не годилось. И тем не менее, в 1942 году был выпущено 2800 ЛаГГ-3 в дополнение к 2500 экземплярам, построенным годом ранее.

Установка форсированного двигателя М-105ПФ позволила лишь ненамного повысить летные данные. ЛаГГ-3 с таким мотором показал на испытаниях скорость 507 км/ч у земли и 566 км/ч на высоте 3850 м. Взлетная масса машины с двумя бензобаками составляла 3160 кг.
Стало окончательно ясно, что истребитель бесперспективен и при любых доработках он будет проигрывать "Яку" с тем же двигателем.

В апреле 1942 года вышел приказ о снятии с ЛаГГ-3 с производства на крупном горьковском авиазаводе №21. Однако на тбилисском авиазаводе №31 "Лагги" продолжали строгать вплоть до середины 1944 года, поскольку на этом предприяти имелось только древообрабатывающее оборудование, а потому оно не могло выпускать никаких других самолетов, кроме цельнодеревянных.

На заставке: ЛаГГ-3 в сборочном цехе завода №21. Внизу - серийная машина на испытаниях в НИИ ВВС.




Сверху вниз:
ЛаГГ-3, на котором в 1942 году воевал майор Леонид Гальченко.
ЛаГГ-3 в стандартном черно-зеленом камуфляже 1941 года.
ЛаГГ-3 Тбилисского авиазавода, построенный в 1943 году на пожертвования грузинского народа.


ЛаГГ-3, сбитый в Карелии.


источник - vikond65vikond65 
[5 ссылок 189 комментариев 5200 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter мая 28, 21:01
[2$] Опасное требование надевать маску во время бега https://ift.tt/2XaSC9X

Twitter мая 28, 21:00
Школьные знания Во время учёбы что мы только не учим, куча комиков потом построило себе карьеры в описании того как http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3e96643a-c370-4bc0-bcbb-6875ecf7e1ab

Twitter мая 28, 20:40
RT @IgorTolstickow: Не, ребят. Я балдею от Собянина. Тут ,вычитал что на каждом подъезде, будут вешать графики для прогулок👍🤣. Он чего, сов…

Twitter мая 28, 20:39
RT @zabuivchivaya: а вдруг всех убивает не коронавирус а просто лайт ягами нашёл тетрадь смерти

Twitter мая 28, 20:01
Самые нуждающиеся «Аэрофлот» отправит чуть менее миллиарда рублей в Англию для https://ift.tt/36FSBhl

Twitter мая 28, 20:01
[1$] Белоусов: Классную систему мы создали, при которой жулики и преступники чувствуют себя комфортно https://ift.tt/3gulKQZ

Twitter мая 28, 20:00
Провокационный вопрос.Намерен я задать всем, кто посещает сей притон неполиткорректности, бастион бездуховности и ю http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=d9e58e31-4d85-438c-bab1-2fe7c04e3f62

Twitter мая 28, 19:40
Коронавирусный Петербург: без пропусков и с паркамиС понедельника в Москве введут послабления в ХЗ-режим, можно буд http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f9fe9cd6-1d6b-4d69-b540-40c9e67c4c68

Twitter мая 28, 19:20
Почему русские предпочитают блюда украинской кухни?Даже в самом национальном «Русском ресторане», котор http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=95f1a80c-50aa-4c0a-a306-67155eb44f79

Twitter мая 28, 18:40
О нагибании российских олигарховДружественное России СМИ Администрации Президента Республики Беларусь «СБ-Сегодня» http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=cbb351c3-202a-4afc-b680-f074d1f2ceed

Twitter мая 28, 18:34
RT @ROSAGIT: И правда схера ли номера одинаковые ? https://twitter.com/ROSAGIT/status/1266017070388568065/photo/1

Twitter мая 28, 18:34
@ROSAGIT Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 483 ретвитами и 38 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/ROSAGIT/status/1266017070388568065

Twitter мая 28, 18:20
Слабонервным под кат просьба неУехали сегодня с утра с Любкой на тренировку – у нас раз в неделю забита встре http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=babccd1b-e3c3-4cd4-a784-44d1beffb4cc

Twitter мая 28, 18:01
[1$] Молоты и гвозди, ч. 2 https://ift.tt/2ZSiwRk

Twitter мая 28, 18:00
Прямая трансляция первого пилотируемого запуска Crew DragonСегодня со стартовой площадки LC-39A на мысе Канаверал д http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f7623ef7-b559-42e0-b025-3971cb255c76

Twitter мая 28, 17:40
О, весна... Весна в этом году выдалась печальная. Наверное, ей тожегрустно оттого, что она не может сполна поделить http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f943a7f3-63bb-4835-b50c-2632a091d9fa

Twitter мая 28, 17:20
Почему я больше не поеду на БайкалДля жителя европейской части России Байкал всегда был чем-то таким далеким и от э http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=27d5e22c-f988-4101-b351-01207c8dc9fc

Twitter мая 28, 17:00
Это газлайтинг или это кажется?Яна, здравствуйте!Вы увлекаетесь психологией, поэтому я решила задать вам свой вопро http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7d16a24a-8fa3-42be-9ac1-b737248ea82c

Twitter мая 28, 16:40
Как научить дочку русскому?Я живу в Нью Йорке уже почти тридцать лет, но русский язык по прежнему составляет важную http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=e58be9bd-e48d-42d3-87cf-76d476913a62

Twitter мая 28, 16:20
Глобальные лидеры расписались в экофашизме и "коронном" заговоре. Война неизбежна?Открываю новости на сайте Би-би-с http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=1c8df228-1562-4fc4-bc3e-816b9463f22e

follow me