Об одном малоизвестном морском сражении, или о подвигах, которые можно встретить в самых...

...неожиданных местах.

Мы, русские, как-то уж так приучены, что доблесть кораблей военного флота морских судов у нас состоит в том, чтобы уходить на дно на ровном киле с развевающимся флагом (обязательно простреленным) и выкрикивать при этом оскорбительную клевету в адрес мамаши более удачливой команды, которая победила, разумеется, потому что нечестно, чит, автоприцел и вообще их было больше.

varyag
Мы считаем себя лучшими в мире специалистами по такому виду подвигов - главным образом потому, что другими подвигами, типа набивания фрагов и выигрывания каток, наш флот морского за три века своей истории блеснул, прямо скажем, ниочинь. Собственно, описание одного из самых известных таких подвигов стало как бы неофициальным гимном российских военных моряков. То, что этот гимн написан немцами (пусть и про русских), а излагаемая в нем версия событий имеет мало общего с реальностью лишь придает пикантности всему этому "свистнуть всех вверх" и прочим бакштагам зюйд-веста.

Одним словом, если где со славой погибнуть за Веру, Царя и Отечество, не нанеся при этом потерь врагу - так это к нам. Русские погибают, но не сдаются, лучше всех в мире.

Но на самом деле это, конечно, не так. Дело в том, что самый отчаянный, безнадежный и славный бой за всю историю морских военных пароходов случился не на Балтике, не на Черном море и, тем более, не на Тихом океане. Он произошел в Адриатическом море у берегов Черногории недалеко от порта Бар, который тогда назывался Антивари, 16 августа 1914 года.

Предыстория этой легендарной, но незаслуженно забытой, схватки такова. 5 августа Черногория объявила войну Австро-Венгрии. Уже 8 августа австрийские крейсера "Зента" и "Шигетвар" обстреляли радиостанцию в Антивари и начали блокаду побережья. 12 августа Англия и Франция объявили войну Австро-Венгрии и 13-го двинули свои корабли с Мальты в Адриатику показывать, кто здесь папка. Теперь все было готово для одного из самых патосных ласт стэндов в истории морских кораблей военного судоходства.

16 августа блокадное патрулирование между Антивари и мысом Мендес несли крейсер "Зента" и миноносец "Улан". Зента была древним бронепалубным крейсером:

Zenta-034
Построенный в 1897 году, корабль был головным в серии из трех систершипов. При водоизмещении 2400 тонн "Зента" несла неплохое для своего класса вооружение из восьми 120 мм орудий с залпом на борт из пяти, в начале карьеры развивала скорость до 21 узла, была прикрыта 50 мм бронепалубой и имела такую же защиту рубки. Орудия прикрывали 25 мм щиты:

sms-zenta-1301229d-d9f0-4274-8e71-9029d3af818-resize-750
Несмотря на принадлежность к далеко не самому передовому флоту, "Зента" успела неплохо поплавать по морям. В самом начале своей карьеры она совершила поход на Дальний Восток, где попала как раз в разгар боксерского восстания и даже приняла участие в его подавлении. В 1901 году корабль через Кейптаун вернулся в Средиземное море, а уже в следующем году совершил поход в Южную Америку. Затем "Зента" несла службу на Средиземном море, исходив его вдоль и поперек.

zenta jane
"Улан" был типичным представителем семейства контрминоносцев. Вступив в строй в 1908 году, он прошел перевооружение в 1913 и мог похвастаться одним 70 мм орудием с длиной ствола 45 калибров, пятью 70 мм орудиями с длиной ствола в 30 калибров и двумя торпедными аппаратами. Скорость миноносца теоретически достигала 28 узлов, но фактически, конечно, была ниже:

Smsulan
В общем, два этих немолодых брата-акробата пасли себе вдоль черногорского побережья, когда утром в 7:45 наблюдатели заметили на юго-востоке дым. Дыма было очень много. Командовавший "Зентой" Fregattenkapitän Пауль Пачнер (Paul Pachner):

captain 2captain
...сделал вполне разумный вывод, что это, по всей видимости, плывет много чего-то большого. Своего много большого здесь быть не могло, значит плывет вражеское. Совершив этот акт военной мысли, достойный фрегаттенкапитан благоразумно решил по быстрому свинтить в базу в заливе Каттаро. Однако не успели корабли лечь на курс, как на северо-западе было замечено второе скопище дымов, не меньше первого. Пачнер понял, что их взяли в клещи. Постепенно враги начали проявляться на горизонте, и фрегаттенкапитан вынужден был придержать фуражку, под которой встали дыбом его тогда еще не очень седые волосы. На "Зенту" и "Улан" шли:

2 французских дредноута типа "Курбэ":

Courbet
Все пять имевшихся в наличии у французов додредноутов типа "Дантон". Эти корабли, хоть и не попали в клуб новых королей морей, по весу залпа и бронированию практически не уступали первым английским и немецким дредноутам:

Danton
Три броненосца типа "Либерте":

Liberte
...и два броненосца типа "Републикэ":

French-battleship-Republique-in-Toulon-1914-352129004762
Помимо этого англо-французская гопа включала в себя несколько броненосных и бронепалубных крейсеров и две дюжины миноносцев.

"Да вы издеваетесь, что ли?" - вспотел про себя Паучнер, но вида не подал. Взвесив все за и против, которые составляли 8 120 мм орудий против 64 305 мм, он приказал "Улану" прорываться в Каттаро. Рассчитывая, что у быстрого миноносца больше шансов спастись, чем у его старого крейсера, и своим немецким умом рассудив, что погибать вдвоем вместо одного - нерационально, Паучнер решил принять бой, чтобы отвлечь внимание французов от "Улана". Фрегаттенкапитан повернул к берегу, чтобы на его фоне противнику было сложнее целиться, а команда после гибели корабля имела больше шансов спастись.

В 8:45 Французы сблизились на 8 км и предложили "Зенте" сдаться (видимо, сигналами). Собственно, в такой ситуации сдаться было не стыдно даже англичанам. У нас, вон, целый кусок эскадры однажды сдался. Но Паучнер ответил по-немецки, что, мол, вашу маму Джигурда шатал, и приказать взвить повыше боевой флаг корабля. Французы, обидевшись на Джигурду и на то, что в их адрес взвивают флаги, начали стрелять. "Зента", что удивительно, успела открыть ответный огонь. Французы, описывая это "сражение", фиксировали ее недолеты - снаряды падали в 800 метрах от французских кораблей.

Строго говоря, "Зенту" должны были испарить вторым или третьим залпом вместе со всем экипажем. Но кораблику повезло. Французские линкоры, видимо, понимая, что это будет их единственный за всю войну шанс пострелять по противнику, толкались с криком: "Дайте, дайте я ему втащу!" и мешали друг другу пристреливаться. Разобраться, где чьи снаряды падают, в таком бардаке было невозможно. Маленький (меньше ста метров в длину) крейсер время от времени целиком скрывался за водяными столбами и дымом...

Но чуда не произошло, и через тридцать минут в 9:30 охваченная пламенем "Зента", накренившись на 45 градусов, пошла на дно. Ее флаг по-прежнему гордо реял среди дыма и пламени. Французы, которым, видимо, было стыдно, прекратили огонь за десять минут до гибели корабля, но не стали спасать тонущих австрийцев. Тем не менее, из 312 членов экипажа 139 спаслись, добравшись вплавь до берега, где они были взяты в плен, в котором оставались до 1916 года. Интересно, что Пауль Пачнер тоже выжил. За этот бой он был позднее награжден Железным Крестом 2-го класса.

"Улан" сумпел прорваться через кольцо - две дюжины английских и французских миноносцев поддержали славу своих флотов, и хотя наделали в правом борту корабля много дырок, ни принудить к сдаче, ни потопить его не смогли. "Улану" суждена была долгая жизнь - он пережил войну и был передан по репарациям в Греческий флот, в составе которого оставался до 1932 года.

В Австро-Венгрии подвиг "Зенты", конечно, очень прославляли:

sms-zenta
Heroic-Battle-Zenta-Austrian-Cruiser-WW1-pic-1o-2048-00000000-f
На этой картине художник симолвически разместил корабли так, словно "Зента" закрывает маленького "Улана" от вражеских залпов собственным корпусом:

SMS_ZENTA_und_SMS_ULAN_im_Gefecht_vor_Castellastual._Adria,_am_16._August_1914
Однако кончилась война, рухнули Империи, Австрия и Венгрия больше не имели выхода к морю. Если в честь этого сражения какой-нибудь немец и написал патосную песню - она была забыта. Доблестный Пачнер, к концу войны ставший контр-адмиралом, в послевоенное время капитанствовал в испанском торговом флоте, на яхте знатного египтянина и, как это ни смешно, на югославских каботажных судах. До Второй Мировой Войны он не дожил.

Остов "Зенты" был обнаружен в 2003 году и черногорские и немецкие дайверы совершили на него погружение:

[Видео]

Какая же у этой истории мораль? В этой истории нет морали. Вместо нее я оставлю красивую картинку, изображающую крейсер "Зента":

maxresdefault
...фоточку ее модельки:

_SMS_ZENTA_16
...и патосный ролик с 3d (на самом деле тонул крейсер в ясную погоду):

[Видео]

источник - bigfatcat19bigfatcat19 
[1 ссылок 72 комментариев 3850 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Топы по Месяцам

Твиттер @t30p