Ну что ж, продолжим наш пост-новогодний парад! Сегодня ещё один «костюмный» разбор советскиго фильма (предыдущие серии: «Ирония судьбы» и «Чародеи»).
Смотреть «Необыкновенное чудо» сейчас чудо само по себе может быть с двойственным впечатлением. С одной стороны, кажется, весь антураж, костюмы и декорации, будто собраны «по сусекам», из того, что было в дефицитное время.
Но присмотритесь и вы увидите, что здесь все точно и продумано. У каждой детали своя роль, смысл заложен в каждом наряде и образе.
Такое не может быть случайностью, так что давайте разберемся!
ВОЛШЕБНИК: Хозяин, Романтик и Маг под рубашкой
Многослойный образ Волшебника построен как же внимательно и кропотливо, как и... борода героя! (которую по волоску «собирали» на лице Янковского перед съемками). Каждая деталь здесь имеет смысл.
Неспроста этот костюм трехслойный!
Первый слой — растянутый серый кардиган, говорящий о том, что после женитьбы Волшебник остепенился и «одомашнился». И даже стал жить «как все», вроде бы.
Второй слой — белая блуза с оборками, символ мечтательности и романтики и элемент, объединяющий Волшебника с двумя романтическими героями.
Такое сходство задает ставит перед зрителем вопрос: действительно все они похожи? Или для Волшебника это «шелуха», иллюзия, что он добрый и романтичный? Ведь под этим есть еще один слой...
Третий слой костюма Волшебника и, возможно, его настоящая сущность — черная водолазка и на шее массивная цепь, символы колдуна (и ахетипичного Мага).
К концу истории герои избавляется от верхних своих одежд, исчезают и белые романтические оборки и домашняя кофта. Теперь на нем халат — домашнее одеяние, но в нем герой не выглядит ни мягким, ни покладистым, ни уютным (скорее, наоборот — он выглядит величественнее).
ЖЕНА ВОЛШЕБНИКА: Хозяйка или аристократка?
А вот образ жены Волшебника строится на контрасте — утонченной внешности актрисы Ирины Купченко и её простоватого домашнего платья.
Да ещё и с фартуком!
Однако простой её не назовешь — это интеллигентная и тонко чувствующая женщина (другую Волшебник бы не взял в жены). Фартук и платье фермерши здесь про желание жить нормально, «как все», сосредоточившись на семье и хозяйстве и «одомашнивании» супруга.
В конц эта героиня тоже меняет наряд.
Синий, символизирующий молодость и начало, она меняет на оранжевый и бордо — цвета, символизирующие осень. Этот наряд про уход молодости, утрату надежд, крах иллюзий.
***
Дельфин и Русалка
МЕДВЕДЬ и ПРИНЦЕССА
Костюмы этих героев указывают на близость и сходство с их первой встречи. Оба чистые, мечтательные, романтичные — оба в пене белых оборок (по сути это два архетипичных «Невинных», которые идеализируют окружающий мир и смотрят в будущее с ожиданием и надеждой).
Однако…
Он хоть и юноша, а все же Медведь, значит, должно быть и животное начало. Поэтому кожаный пиджак и кожаные штаны для верховой езды, в которых герой до последнего кадра.
*кстати, не находите, что этот наряд с модным «клешем» делает Медведя-Абдулова похожим на срисованного из модных западных журналов Трубадура?
Меняются и наряды Принцессы, отражая развитие героини.
Из пены романтичных оборок она переодевается в мужской костюм, символизирующий её независимость.
интересно, что режиссер утвердил Е.Симонову на эту роль после того, как увидел именно в этом костюме.
Финальный наряд Принцессы — платье (кстати, модное в уходящих 70х), которое визуально связывает Принцессу с нелюбимым женихом. Смотрите, как цветовая гамма повторяется в обоих нарядах.
Но для Принцессы это по сути траурный наряд (лиловый = близкий к черному, считающийся цветом полу-траура), предрекающий смерть в несчастливом браке.
***
КОРОЛЬ и ШУТ МИНИСТР-АДМИНИСТРАТОР
Хотя последнего я бы назвала Министр-Эстет, если судить по его костюму. Нарядный, роскошный, цветной, призывающий к любованию — Министр в своих собственных глазах, неотразимый и привлекательный мужчина (и архетипичный Любовник).
Могу допустить, что это [ироничная] дань, «взятка» цензуре — тяга к роскоши, интерес к нарядам как характеристики буржуа, а значит, черты отрицательных героев.
В конце истории Министр тоже меняет наряд. В его случае — на еще более роскошный, теперь уже золотой, напрямую копирующий наряд Короля — место, на которое он метит.
И о Короле (наверняка вашем любимом персонаже ;)) Это ещё один персонаж, в чьем образе постоянно присутствует двойственность.
Так, грубая железная корона, символизирующая силу, грубую власть, суровость, жестокость. Зато костюм — игривый, расписной, одновременно роскошный и несерьезный. Как и сам персонаж, «болтающийся» между [архетипичными] Шутом и Ребенком.
где-то ещё мелькало сравнение с королем-рыбаком...
***
ЭМИЛЬ и ЭМИЛИЯ (aka трактирщик и придворная дама)
Нельзя закончить и обойти вниманием эту пару!
Придворная дама Эмилия, чей оригинальный наряд увенчан претенциознейшей шляпой (архетипичный Творец, наверное) — буквальное отражение статуса и характера [сложного] самой героини.
Она и мечтательна и романтична в душе, но при этом горда и почти высокомерна (шляпа не случайно делает её ещё выше).
А вот любовь её молодости, трактирщик Эмиль — полная противоположность. Зритель встречает его в практичной простой одежде, утепленным меховым жилетом (очевидно, архетипичный Искатель).
И эта встреча меняет обоих. Во-первых, одевая в один и тот же цвет (интересно, что песочный — возможно, чтобы не выбиваться из общей канвы декораций и фактуры).
И кроме того, костюмы демонстрируют перемены в каждом из героев.
Эмиль становится более элегантным, городским. А Эмилия в буквальном смысле… расцветает!
***
За сим сегодня у меня все! Теперь делитесь вы — как относитесь и что видите в «Обыкновенном чуде»?
источник -
na_shpilke 
[
1 ссылок
50 комментариев
5050 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями