Отлучала ли Церковь Льва Толстого? Вы не поверите, но нет.

Вот уже более ста лет прошло с того момента, когда Русская Православная Церковь официально засвидетельствовала, что более не может считать своим членом графа Льва Николаевича Толстого. И все сто лет вокруг этого трагического события не умолкают споры и обсуждения. Такой интерес понятен и закономерен: авторитет Толстого как признанного классика мировой литературы невероятно высок, имя его известно сотням миллионов образованных людей на всей нашей планете. И если столь значительный общественный институт, как Русская Православная Церковь, пошел по отношению к столь уважаемому человеку на столь крайнюю меру, то вполне разумно задаться вопросом — а в чем же причина этого разрыва?

Читать материал на сайте foma.ru

Но вот тут-то как раз и возникает парадоксальная ситуация, которой  очень трудно найти разумное объяснение. Вместо того чтобы спокойно  выяснить все обстоятельства этого конфликта и определиться в своем  отношении к поведению каждой из его сторон, люди очень часто без всякого  рассуждения и исследования вопроса делают для себя однозначный вывод:  церковники усмотрели некие крамольные с точки зрения христианства мысли в  художественных произведениях Толстого, и за это наказали его, как  смогли. Таким образом, свидетельство  Синода об отпадении Льва  Николаевича от Церкви уже более века воспринимается определенной частью  русской интеллигенции как некий акт возмездия за писательское  вольнодумство, выраженное Толстым в «Анне Карениной», «Войне и мире» и в  других плодах его литературного гения.

...

При этом многие из  сторонников этого мнения зачастую даже не подозревают, что помимо  художественных произведений Лев Николаевич написал еще и целый ряд работ  духовно-религиозного характера, где подробно изложил свое понимание  христианства и Евангелия. В них он очень резко, категорично и осознанно  расходится с учением Церкви по основным вопросам исповедания веры. И  поводом к публикации в российских газетах «Определения Святейшего Синода  о графе Льве Толстом» послужили не только его последние романы (как,  например, «Воскресение»), но, в первую очередь,  религиозно-просветительская деятельность писателя.

Можно возразить: какая разница, за что именно человека подвергли  репрессии — за художественные произведения или за религиозные? Ведь в  любом случае получается, что это произвол церковных чиновников, которые  из каких-то своих корпоративных интересов взяли и отлучили от Церкви  великого русского писателя.

Действительно, по сути и последствиям  «Определение» имело характер отлучения. Вместе с тем, обратим внимание  на то, что собственно в «Определении» не встречается слов «отлучение»,  «анафематствование» или «проклятие» в отношении Льва Николаевича. Совсем  другие слова нашла Русская Церковь для определения той трагической  ситуации: «…Лев Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и  ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно перед  всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с  Церковью Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались  успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать,  доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею (выделение  мое — А. Т.)».

«Определение» лишь зафиксировало то отлучение,  которое Лев Николаевич сам вполне добровольно осуществлял в течение трех  последних десятилетий своей жизни. Думается, понимание этого отбросит  все обвинения церковных чиновников в произволе и следованию  корпоративным интересам — до последнего момента Церковь была готова  вновь принять Толстого в свое лоно. Вот только он так и не вернулся.

Читайте также Церковь скорбит о Льве Толстом

Текст «Определения Священного Синода», опубликованный в газете «Церковные ведомости» от 1901 года.

Два Толстых

Вопрос о том, как Церковь относилась к Толстому,  безусловно, очень важен. Но ведь есть и другой, никак не менее важный  вопрос, о котором вспоминают куда реже: а как же сам Толстой относился к  Церкви?

Думается, никто не сможет ответить на него более точно и  убедительно, чем сам Лев Николаевич. Но прежде чем процитировать здесь  его слова, хотим сразу предупредить читателя: мы не ставим себе целью  заклеймить Толстого и внушить верующему человеку  отвращение к нему.

Мы  лишь хотим показать, что поводом к появлению этого Определения  Священного Синода стали отнюдь не личные претензии церковных иерархов к  литературному творчеству великого писателя, а сознательное и  целенаправленное поругание Толстым практически всех вероучительных истин  Церкви. Да, можно сколько угодно искать и находить для Льва Николаевича  «смягчающие обстоятельства» — мол, и по-другому он иногда высказывался,  мол, если посмотреть слова его в контексте, то не так все ужасающе  выглядит. Это было бы  нормально и правильно для полноценного  академического исследования. Но наша статья о другом: принимая и  признавая весь масштаб личности и художественного таланта Толстого, как  православные христиане мы не должны (и не можем!) благодушно отводить  взгляд в сторону, когда речь заходит о его высказываниях в адрес Церкви и  ее святынь.

Вот, например, что он писал по этому поводу еще в 1884 году в своей работе «Исследование догматического богословия»:

«Православная  церковь? Я теперь с этим словом не могу уже соединить никакого другого  понятия, как несколько нестриженных людей, очень самоуверенных,  заблудших и малообразованных, в шелку и бархате, с панагиями  бриллиантовыми, называемых архиереями и митрополитами, и тысячи других  нестриженных людей, находящихся в самой дикой, рабской покорности у этих  десятков, занятых тем, чтобы под видом совершения каких-то таинств  обманывать и обирать народ».

А вот воспоминания  Гусева, секретаря  Толстого, о беседе Льва Николаевича со священником о. Димитрием  (Троицким) в сентябре 1897 года:

«За завтраком  Л. Н-ча священнику удалось побеседовать с ним», — говорит Гусев.

«Я читал вашу книжку «Христианское учение», — сказал  священник. — Мы с вами во многом сходимся»….

«Да,  у вас есть истина, — отвечал Л.Н. — Если бы у вас не было истины, вы бы  давно погибли. Но вместе с истиной у вас и много лжи. Вас гордыня  дьявольская обуяла, что вы знаете истину… И эта ваша уверенность в том,  что вы знаете несомненную истину, разъединяет вас со мной, с китайцем… А  я соединяюсь с ним».

Продолжения и конца их разговора я не  слыхал. Он происходил один на один. Видимо, этот посетитель был очень  тяжел Л. Н-чу. Сужу так потому, что сам Л. Н. рассказывал за обедом. По  его словам, священник сказал ему, что церковные обряды — это скорлупа на  яйце. Если прежде времени сколупнуть скорлупу, то цыпленок не  выведется. «Я сказал ему, — продолжал Л.Н., — что скорлупа — это тело,  цыпленок — это дух, а ваше учение — это дерьмо на скорлупе. Он очень  обиделся. Я еще резче сказал: не на д…, а на г…»

После публикации  «Определения» Церковь по-прежнему не оставляла попыток помочь Льву  Николаевичу увидеть всю нелепость его притязаний на роль нового пророка и  реформатора христианства. В Ясную Поляну к писателю приезжали и  священники, и архиереи… Естественно, разговаривали о вере. Но как же  оценил Толстой это внимание к себе? Вот дневниковая запись, сделанная  Львом Николаевичем в 1909 году после приезда к нему тульского епископа  Владыки Парфения: «Вчера был архиерей, я говорил с ним по душе, но  слишком осторожно, не высказал всего греха его дела. А надо было… Он,  очевидно, желал бы обратить меня — если не обратить, то уничтожить,  уменьшить мое, по их мнению, зловредное влияние на веру и церковь.  Особенно неприятно, что он просил дать ему знать, когда я буду умирать.  Как бы не придумали они чего-нибудь такого, чтобы уверить людей, что я  «покаялся» перед смертью. И потому заявляю, кажется, повторяю, что  возвратиться к Церкви, причаститься перед смертью я так же не могу, как  не могу перед смертью говорить похабные слова или смотреть похабные  картинки и потому все, что будут говорить о моем предсмертном покаянии и  причащении — ложь».

Еще одно высказывание Льва Николаевича, очень показательное в смысле его отношения к Церкви:

«…Я  готов скорее отдать трупы моих детей, всех моих близких на растерзание  голодным собакам, чем призвать каких-то особенных людей для совершения  над их телами религиозного обряда» (из беседы с Наживиным — за месяц до  кончины).

Вообще, поражает это удивительное пренебрежение Льва  Николаевича к религиозным чувствам людей, с которыми он полемизирует о  вере. Говоря о Православии, Толстой именует Господа Иисуса Христа  «повешенным иудеем», таинство причащения Тела и Крови Его — «похлебкой»,  Евангелие — «мешком грязи», а Пречистую Матерь Божию называет словами,  которые не поворачивается язык повторить даже в виде цитаты.

Странное  дело: ведь Толстой искренне проповедовал любовь всех ко всем,  терпимость, непротивление злу. После цареубийства 1 марта  он в своем  письме к Императору  Александру  умолял его помиловать убийц   Императора-отца, дать им денег, услать в Америку и написать манифест со  словами вверху: «Я говорю: любите врагов своих». (За этот акт Толстой  обещался быть «собакой, рабом нового Государя и плакать от умиления»).  По многочисленным отзывам родных, Лев Николаевич от природы был очень  добрым и отзывчивым человеком. Но когда речь заходила о Церкви и ее  учении, Толстой как будто забывал, что православные христиане — тоже  люди, и грубые слова его, сказанные в адрес православных святынь,  глубоко  ранят их сердца. В такие моменты он становился просто другим  человеком. К Церкви, ее священству и мирянам Толстой был в своих  высказываниях жесток и безжалостен.

Читайте также Сестра Льва. Отчаяние и раскаяние Марии Николаевны Толстой


Лев Толстой с личным секретарем Владимиром Чертковым

«Не то, не то!»

Эту бескомпромиссную вражду Льва Николаевича в  его отношении к Церкви оспаривали и осуждали не только церковные  деятели, но и его же собратья по перу. Вот воспоминания архиепископа  Никона (Рождественского) о беседе с великим русским философом В. С.  Соловьевым.

«На мой вопрос, давно ли он видел графа Толстого, покойный  философ-христианин ответил мне: «С тех пор, как я увидел, что граф  питает личную ненависть к Господу Иисусу Христу, я всё порвал с ним и  больше не имею с ним никаких сношений». «Но питать личную ненависть  можно только к тому, с кем имеешь личные отношения, — сказал я, — а  граф…» «Вы слишком наивны, — сказал Владимир Сергеевич, — может ли сей  гордец простить какому-то «Назаретскому Плотнику», что Тот раньше его,  Толстого, дал миру такое учение, которое преобразило мир, а он, Толстой,  при всех своих усилиях успел обратить в свою секту несколько десятков  неумных людей и знает хорошо, что его секта рассыплется после его смерти  и учение будет сдано в архив, как нелепость…»

Таков суд над  позицией Толстого его бывшего друга и собеседника, который великолепно  разобрал его учение о непротивлении злу в своих «Трех разговорах».

А  вот что пишет в своих воспоминаниях Александра Андреевна Толстая,  близкая родственница, с которой Лев Николаевич был дружен настолько, что  в своей книге о Толстом Иоанн Шаховской называет ее «светлым ангелом  писателя».

«Я встретила Достоевского в первый раз на вечере у  граф. Комаровской. С Л. Н. он никогда не виделся, но, как писатель и  человек, Л. Н. его страшно интересовал. Первый его вопрос был о нем:  «Можете ли вы мне истолковать его новое направление? Я вижу в этом  что-то особенное и мне еще не понятное»…

Я призналась ему, что и для меня это еще загадочно, и обещала  Достоевскому передать последние письма Льва Николаевича, с тем однако ж,  чтобы он пришел за ними сам… Этот очаровательный и единственный вечер  навсегда запечатлелся в моей памяти; я слушала Достоевского с  благоговением: он говорил, как истинный христианин, о судьбах России и  всего мира; глаза его горели, и я чувствовала   в   нем   пророка…    Когда   вопрос   коснулся   Льва   Николаевича, он просил меня прочитать  обещанные письма громко. Страшно сказать, но мне было почти обидно  передавать ему, великому мыслителю, такую путаницу и разбросанность в  мыслях.

Вижу еще теперь перед собою Достоевского, как он хватался  за голову и отчаянным голосом повторял: «Не то, не то!..» Он не  сочувствовал ни единой мысли Л. Н.! Несмотря на это, забрал все, что  лежало писанное на столе: оригиналы и копии писем Льва. Из некоторых его  слов я заключила, что в нем родилось желание оспаривать ложные мнения  Л. Н.

Я нисколько не жалею потерянных писем, но не могу утешиться, что  намерение Достоевского осталось невыполненным: через пять дней после  этого разговора Достоевского не стало».

Наверное, критика учения  Толстого, сделанная Достоевским, стала бы самым сильным и убедительным  обличением толстовства в глазах русской интеллигенции. Но этому его  намерению, увы, не суждено было осуществиться…

Определение Синода счел правильным еще один весьма известный светский  публицист, заподозрить которого в симпатии к Церкви может только  сумасшедший. В. И. Ленин в статье, посвященной смерти Л. Н. Толстого,   писал:

«Посмотрите на оценку Толстого в правительственных газетах.  Они льют крокодиловы слезы, уверяя в своем уважении к «великому  писателю» и в то же время защищая «святейший» синод. А святейшие отцы  только что проделали особенно гнусную мерзость, подсылая попов к  умирающему, чтобы надуть народ и сказать, что Толстой «раскаялся».  Святейший синод отлучил Толстого от церкви. Тем лучше. Этот подвиг  зачтется ему в час народной расправы с чиновниками в рясах, жандармами  во Христе, с темными инквизиторами…»

Логика, типичная для Владимира Ильича: отомстить за то, что, даже по его мнению, было  сделано наилучшим образом.

Читайте также Лев Толстой отвернулся от Церкви… из-за тетки? 

Невостребованная возможность

Толстой умер, так и не  восстановив своего общения с Церковью. Однако и среди церковных авторов  были люди, писавшие после кончины Толстого добрые и проникновенные слова  в его адрес. Это прежде всего Евгений Николаевич Поселянин — известный  духовный писатель, автор многих книг на церковную тематику. В полемике с  архиепископом Вологодским Никоном (которую публиковал журнал «Колокол»)  Поселянин писал:

«Будем верить, что между душой старца, осыпанной  столь великими милостями Божиими, и его Богом в последние часы  догорающей жизни, неведомо ни для кого, произошла великая тайна, что  Бог, сторожащий душу человека и до последнего мгновения борющийся за ее  спасение, призвал к себе эту скорбную мятущуюся душу, что радостно она  прильнула к ногам Христовым и в том обрела себе покой и спасение…»

Пройдет  совсем немного времени, и  соратники Ленина в зачет отлучения Льва  Николаевича от Церкви зальют страну кровью тех, кого их вождь называл  «чиновниками  в рясах». Е. Н. Поселянин разделил участь десятков тысяч  священнослужителей и просто верующих церковных людей. Он был расстрелян в  1931 году по сфальсифицированному обвинению.

Заступаясь за  Толстого, Поселянин писал, что милосердие Божие всегда идет впереди Его  правосудия. Это действительно так. Но когда человек сознательно не  принимает милосердия, даже Господь не может навязать ему это милосердие  силой. Как это ни парадоксально, но «Определение Святейшего Синода» было  для Льва Николаевича прекрасным поводом помириться, наконец, с  Церковью. После оглашения «Определения» Толстой этого не сделал. С  какими мыслями уходил Лев Николаевич из жизни — нам неизвестно. Все  происходило за закрытыми дверями. Доступ к Льву Николаевичу имели всего  два человека — его дочь Александра Львовна и личный секретарь Владимир  Чертков — оба рьяные «толстовцы». Известно, что к умирающему приехал  оптинский старец Варсонофий. Однако к Толстому его не пустили. Мы не  знаем, почему Лев Николаевич его не принял. Была ли это воля самого  Толстого или решение Черткова и Александры Львовны? Мы знаем только, что  воссоединения Толстого с Церковью, к сожалению, не случилось…

Автор: Александр Ткаченко

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ:

Церковь скорбит о Льве Толстом 

Сестра Льва. Отчаяние и раскаяние Марии Николаевны Толстой

Лев Толстой отвернулся от Церкви… из-за тетки? 




источник - fomarufomaru 
[5 ссылок 85 комментариев 3512 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Свежие посты

Твиттер

Twitter октября 23, 09:20
Куда ты снова собрался?[more]Кошадь, что всю первую половину ночи бурагозила, тыгдымкала (не верьте, что они на сво http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=6c2e41f2-0acd-4e68-bc2b-39e8752596ad

Twitter октября 23, 09:00
Что детям необходимо знать о насилииНаписали в личку одну ужасную историю, произошедшую в детстве. Молодой мужчина, http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=b44273d4-9fcf-4df4-89fc-40520b1f0d57

Twitter октября 23, 08:40
Санпросвет про температуруИз баталий про скорую вырисовывается один интересный момент. Люди, не медики, не понимают http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=daae7dcb-29ce-4b7a-8751-63768bb8550e

Twitter октября 23, 08:20
Уже много лет не отвечаю на незнакомые номера, и вам категорически не советую. Ничего хорошего. Абсолютно.Нет, воз http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=667c489b-bdf7-4cd8-a2c2-8cd0b5e379e4

Twitter октября 23, 08:00
Вас никто не уважаетПосле выдвижения Собчак самой себя в президенты, многие адекватные люди решили, как и я, на выб http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a6b7ce5c-021e-4610-83a5-691359bbe16e

Twitter октября 23, 06:16
@NarodRossia Всегда можно пойти сюда - https://light.t30p.ru/#!/twitter - и нажать "добавить твит", хоть страница и бажная. Но сейчас уже поздно.

Twitter октября 23, 06:02
@evdokimchev Это не взлом. Это крипторубль майнится.

Twitter октября 23, 05:20
В Челябинске наводят порядок... У челябинцев бомбитЛуч света пробился сквозь свинцовое (в прямом смысле слова) небо http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=186b99dc-6875-44b7-b33d-3129b10a21fa

Twitter октября 23, 04:00
Одноэтажная Россия По просьбам читалей высказываю своё ценное мнение[Видео]По просьбам читалей высказываю своё ценн http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5b0309f0-6664-4f4c-b801-317f3f05906d

Twitter октября 23, 03:00
Кратко о языковом законеУкраинский язык ахуенен. Не знать его - стыдно источник - npubop[2 ссылок536 комментариев20 http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=58bcd68f-ae8c-49ad-a376-d6dcd94315d3

Twitter октября 23, 02:00
Мои дорогие,друзья Мои дорогие,друзья! Прошу Вашей молитвенной помощи.У менявсе очень долго.Если у вас есть возмож http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=054c7132-fabb-4442-8d88-ba8b7eb25d8d

Twitter октября 23, 01:20
О перспективах США после взятия РаккиУмеренно-зрадофильская статья в Вашингтон-Пост на тему военно-политических пер http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7b11a99c-a711-4f26-b235-7df743ac3805

Twitter октября 23, 00:00
Сколько лет вы носите трусы? ВопросЯ имею в виду одни и те же трусы вы как долго носите? Письма издалекаЭтот вопрос http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=b01f0101-3f7a-4f52-a5c2-58e6f9fc42dd

Twitter октября 22, 23:00
Электромобили это угроза для экологии, заявил Сечин... Мир смеется до слёз...Глава компании «Роснефть» http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5a8598e7-1f1e-4252-98d9-bc172c4c82a6

Twitter октября 22, 22:31
@twibbley Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 541 ретвитами и 8 ответами на 7е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/twibbley/status/922029763853680641

Twitter октября 22, 22:31
RT @twibbley: На олимпиаде по литре было задание захэдить персонажей под виды спорта надеюсь все заценили мою шутку про Катерину из Грозы и…

Twitter октября 22, 22:00
Войны не будет RAND Corporation опубликовала странный доклад оRAND Corporation опубликовала странный доклад http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=c8174f50-ce71-4356-8a7a-ad508fd9341e

Twitter октября 22, 21:10
@ZavPolit Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 544 ретвитами и 10 ответами на 7е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/ZavPolit/status/922130588290768896

Twitter октября 22, 21:10
RT @ZavPolit: Навальный - бомбически про ВВП и Мугабе)) Просто огонь 🔥 Полностью ролик �https://youtu.be/jz2xuMFT2YQel лайк+подписочка https://t.…

Twitter октября 22, 21:00
Великое Перекапывание Москвы 2017. Шаг назадИтак, Великое Перекапывание Москвы 2017 года закончено, повторное перек http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=dc62c161-5c68-44cb-8faf-39b290e66f1b

Подпишись в твиттере
 

Рейтинг постов блогосферы