По справедливости К сожалению, не могу сейчас вспомнить ни имени той

К сожалению, не могу сейчас вспомнить ни имени той исследовательницы, ни даже года, когда она взялась за работу.

Она решила понять, что же такое справедливость, и почему люди так редко сходятся во мнениях по этому поводу.

Результат оказался, в общем, ожидаемым. Хотя все понимают, что справедливость – это хорошо, но существует несколько противоречащих друг другу определений, в чём она заключается. Одни, например, полагают, что несправедливо отнимать у человека то, на что он имеет право, чтобы отдать тому, кто не может (или не хочет) стать таким же. Другие – что, наоборот, несправедливо, когда один просто по праву рождения пользуется тем, чего другой не в состоянии добиться никакими усилиями, и поэтому нужно делиться.

Но социальное неравенство – лишь одна из областей, в которых наши представления вступают в конфликт. Сегодня я хочу поговорить о другой такой области – о наказании преступников.

Тема, что ни говори, актуальная. За последние годы немало происходило преступлений, по поводу которых общественное мнение резко разделялось. Одни требовали суровой кары злодеям, другие утверждали, что конкретно этих людей вообще не за что карать – то, что они совершили, нельзя считать преступлением.

Отчасти, как мне представляется, дело тут в том, что существует три несовместимых между собой идеи, за что и зачем мы наказываем преступников. Это парадигмы возмездия, искупления и исправления.


Парадигма возмездия – древнейшая из всех. Леонид Каганов называл её этикой стайного хищника. За всё, что тебе сделал другой человек, ты должен ему воздать равной мерой – добром за добро и злом за зло. Иначе возникает опасное неравновесие.

Пока общество не развито, долг возмездия лежит на самом человеке. В развитом обществе его берёт на себя закон.

Законы, основанные на парадигме возмездия, следят за тем, чтобы наказание было соразмерно преступлению. За боль платят болью. За ущерб имуществу – собственным имуществом. За смерть – смертью. Если преступление так велико, что даже смерть не может служить достаточным наказанием, на помощь приходят особо мучительные способы казни.


Парадигма искупления не признаёт никакого воздаяния злом за зло. Если ты причинил кому-то вред, отменить это уже невозможно, но можно приложить все усилия, чтобы загладить последствия. Злодей должен потрудиться на благо тех, кто перед ним виноват. Не хочет – заставим.

Труд на благо других воплощён в деньгах, потому наказание здесь и называется искуплением – то есть выкупом. Даже за убийство преступник может откупиться деньгами: он платит их родичам или господину своей жертвы. В законах древней Руси это называлось вирой.

За особо тяжкие преступления и плата должна быть соразмерной. По законам некоторых народов за это полагалась полная конфискация всего имущества, а если и этого не хватит – сам преступник отправлялся в рабство до тех пор, пока не выплатит всё до конца. Иногда пожизненно.


Парадигма исправления стоит на иной основе. Для неё нет плохих людей – есть люди, совершающие плохие поступки, потому что они испорчены, искажены. Это своего рода болезнь, и обходиться с ними нужно, как с больными.

Недуги бывают разные. Одного больного следует отдать специалистам, которые вернут ему здоровье. Другой неизлечим, но и не заразен – он может жить среди остальных, но с ограниченными правами и возможностями. Третьего можно только изолировать от общества и ждать, пока он выздоровеет или умрёт.

Христианское отлучение от церкви было одним из первых примеров такого подхода. Тот, кто совершил тяжкий грех, на определённый срок лишается возможности участвовать в церковной жизни. Когда срок окончен, грешник должен показать, что осознал свою вину и раскаялся. Тогда грех ему отпускают и вновь принимают в общение.

Название «исправительно-трудовой лагерь» сейчас стараниями диссидентов кажется насмешкой, но те, кто его давал, были совершенно серьёзны. Они мыслили каторгу как место, где преступников исправляют трудом и дисциплиной, приучают жить честно и уважать других – по сути, принудительный монастырь.

В СССР из этой задумки ничего не вышло – разве только у Макаренко, да и то лишь с детьми и подростками. Но в других странах, как говорят, получилось лучше. Там, где тюрьма напоминает санаторий строгого режима, а с заключёнными работают психологи, на удивление мало рецидивистов. В комфортное «чистилище» возвращаются куда реже, чем в земной ад.


Когда осознал всё это, многое становится понятнее.

Например, вопрос смертной казни не имеет ни малейшего отношения к гуманности и милосердию. Собственно, все, кто пытается протестовать против смертных приговоров аргументом «человеческая жизнь священна», автоматически нарываются на встречный вопрос «почему жизнь убийцы более священна, чем жизнь его жертвы?».

Но вот у трёх парадигм справедливости на эту тему очень разные взгляды.

Для возмездия очевидно, что есть преступления, которые следует карать смертью. Если человек, совершивший такое, почему-то ушёл от наказания, хорошо поступит тот, кто исполнит приговор самостоятельно.

Для искупления смерть преступника не компенсирует причинённый им вред. Отрубив голову убийце, убитых им всё равно не вернёшь – просто одним мёртвым человеком станет больше. Значит, это не уменьшает, а увеличивает количество несправедливости и зла в мире.

Для исправления же смертная казнь допустима лишь в случае, когда пациент неизлечим, опасен для окружающих, а держать его пожизненно в изоляции по каким-то причинам не получится. Это крайняя мера, которой следует по возможности избегать, своего рода предельное изгнание за грань мира живых.


Возьмите почти любой спор в СМИ и обществе о резонансном деле, поскребите его – и вы найдёте там столкновение этих трёх парадигм. Вот только мало кто из спорщиков это осознаёт.

Что ещё хуже, этого, как правило, не осознают и законодатели, формирующие уголовный кодекс. В результате получается закон, у которого нет чёткой идеи, и потому он с любой точки зрения оказывается непоследовательным и несправедливым.



источник - anairosanairos 
[6 ссылок 65 комментариев 2500 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter февраля 24, 11:00
Вот ведь магия имени...«Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» -- копирайт незабвенного капитана Врунгеля.Назвали http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=0d9404bf-2a08-4950-a476-48af7f69dbff

Twitter февраля 24, 10:40
Куда лететь «Роскосмосу»«Роскосмос» на распутье. С одной стороны, государство не обещает повышения фина http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=652a7767-3c42-44d2-bdff-0f14dbe3584c

Twitter февраля 24, 10:20
В этот день… 23 февраля – 2О Токугава Цунаёси – «Собачьем сёгуне» 23 февраля 1646 года родился То http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=b76b8b28-49b0-4515-88b8-e931dbda03ab

Twitter февраля 24, 10:00
Мастер разговорного жанраСначала я думал, что он журналист. Потом что он политический комментатор.Сегодня я думаю, http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=bbc600b1-f9d8-4e3f-9605-d95cd86798eb

Twitter февраля 24, 09:41
RT @gagarin20201: Когд решил до@баться к Русским...💪💪https://twitter.com/_Ruslan55_/status/1231535665680191489/video/1IMi

Twitter февраля 24, 09:40
Пригожин проговорился…Не тот Пригожин, который «повар Путина», а тот, который продюсер певицы Валерии, http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=468ee32e-ab15-4018-b2aa-25cc22fb4fa3

Twitter февраля 24, 09:20
Устройство. Разослал некоторые видео народу - кто то сказал спасибо,кто то не ответил вообще, кто то удивился - во http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=6b01d165-cb83-4622-8885-e278b10c53be

Twitter февраля 24, 09:00
Тоталитарная секта Кстати, по итогам предыдущих постов, о тонкостях выживания в 90-е -- окончательно понял, что у н http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=d9a498c4-34b1-445f-8c83-60312818378f

Twitter февраля 24, 08:40
Народ против соционикиНи для кого не секрет, что соционикой интересуется в основном интеллектуальная молодежь. Но н http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=e54236bc-51e7-4093-ad78-c25c6a5ccdf7

Twitter февраля 24, 08:40
RT @eivalance: В литературе некоторых стран нет описания дуба одним предложением на две страницы and it shows

Twitter февраля 24, 08:40
@eivalance Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 383 ретвитами и 2 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/eivalance/status/1231595820518166531

Twitter февраля 24, 08:20
С Праздником 23 февраля!Был установлен в РСФСР 27 января 1922 года. С 1922 года эта дата традиционно отмечалась ка http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=8a392112-30bd-499c-ae0b-e80fb7ac9aa5

Twitter февраля 24, 08:01
Пока снова о коронавирусе - теперь про японию[Видео]жаль южнокорейский отжиг туда не попалони отожгли вечером посл http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=9c29547c-7c9e-4b2f-b2e8-bac525c15abf

Twitter февраля 24, 07:39
RT @Skrepo_history: Что еще празднуют в России 23 февраля? В 1944 году в этот день в стране "дружбы народов" началась операция "Чечевица".…

Twitter февраля 24, 07:00
Генералы российской эстрады. Откуда столько ряженых на нашей сцене?Каждый раз в день 23 февраля возникают споры, ко http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=8ebe5689-a4f5-4ec3-ad9f-07f2987b5dc2

Twitter февраля 24, 06:00
Праздник расстрелянных, финалВ 1940 и 1941 годах массовые расстрелы, приуроченные ко дню Красной армии, не проводил http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=103b409c-1902-49d8-b682-3ddc884d02ec

Twitter февраля 24, 05:56
@ganboldtordai Поздравляю, в топе твиттера с 269 ретвитами и 3 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/ganboldtordai/status/1231502776292634625

Twitter февраля 24, 05:56
RT @ganboldtordai: @Byambagerel1 Нас биенд хүрч сургууль соёлоо төгсөх хүртэл нь байр түрээсэлж өгъё!! Сар бүр 1 сая төг өгъё!!? Овоо нэмэр…

Twitter февраля 24, 05:00
На пути к "прекрасному далеко"Увидел вчера у Галины Иванкиной очередноеисполнение «Прекрасного далеко» - на этот ра http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=4b6c99d8-f672-4549-bd51-cbcc5a6149a6

Twitter февраля 24, 04:34
@beegoody Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 174 ретвитами и 4 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/beegoody/status/1231479749974904832

follow me