Размышлизмы вокруг образования

В моём ближайшем сетевом окружении снова развернулась дискуссия на тему образования. Ну вы понимаете – пандемия, кризис, перевод школ на дистанционное обучение... есть что обсудить.

https://boldogg.livejournal.com/488233.htmlhttps://boldogg.livejournal.com/277536.html
А меня, как водится, все эти разговоры навели на раздумья на темы, с образованием связанные лишь косвенно.


Есть один фундаментальный факт: все люди разные. По каким признакам ни возьми – одни далеко опережают средний уровень, другие до него категорически не дотягивают.

А вот что с этим фактом делать – существуют две принципиально различные школы мысли.

Одну можно назвать прагматической. Для неё человек – винтик общества, инструмент для выполнения задач. Последователям этой школы очевидно, что все различия между людьми нужно как можно раньше подмечать и развивать, чтобы неравенство становилось всё более и более явным и выраженным.

Если кто выше среднего уровня – его следует тянуть ещё выше, чтобы он сделался настоящим супером в своей области, и натаскивать на решение тех задач, которые ему даются лучше всего. Если кто ниже среднего уровня – о нём можно вообще забыть: кому он нужен, неудачник, его к делу не приставишь.

«Зачем будущему кочегару изучать в школе иностранные языки и высшую математику? Они ему не пригодятся, он их и не поймёт. Пусть умеет читать, писать и считать, и хватит с него».

В пределе так получается кастовое общество, причём не как в Индии, а скорее как у термитов. Каждый индивид приспособлен выполнять определённую работу, решать свой круг задач, и не может делать ничего другого. Да ему и неинтересно.

Другую школу можно назвать идеалистической. Для неё человек – не средство, а цель. Не инструмент, а самостоятельная ценность. Экономика существует ради людей, а не наоборот.

Последователи этой школы полагают, что всех людей следует тянуть к максимально высокому уровню, на который они способны. Постепенно этот уровень будет повышаться для всего общества.

Пусть у нас будут кочегары, умеющие писать стихи и знающие, что такое теорема Ферма. Общество, построенное по этому принципу, даст им не только работу, но и возможность самореализоваться в свободное от работы время.


У современной школы две основные задачи. Одна из них сугубо прагматическая, а вот другая работает на идеалистическую парадигму – правда, получается она по сути как побочный эффект.

Прагматическую задачу описал Больдог в посте «Зачем нужна система образования». Стране необходимы учёные и инженеры – люди больших и специфических знаний и умений, получаемых годами. Чтобы найти тех, кто сможет ими стать, необходимо учить всех подряд, а затем отсеивать тех, кто не может или не хочет учиться по-настоящему.

Но попутно школа работает и на повышение общего уровня. Её методы вколачивают необходимый минимум знаний в головы тех, кто учиться не может или не хочет. Волей-неволей что-то они всё равно усваивают, их мозги становятся хоть чуточку, но сложнее, а картина мира – хоть на сантиметр, но шире.

Именно так мы постепенно и превратились из голых обезьян в хозяев планеты. Человек очень мало изменился за триста тысяч лет, человечество же преобразилось до неузнаваемости. Произошло это только за счёт того, что мы способны инсталлировать опыт поколений в сжатом виде в головы очередной юной смены. Даже если эта юная смена превращаться из обезьяны в человека очень не хочет и изо всех сил этому сопротивляется.


Дистанционное обучение куда более прагматично. Оно самим своим устройством производит отсев.

Те, кто хотел учиться, могут теперь это делать, не тратя времени и сил на то, чтобы добираться до школы, выяснять отношения с одноклассниками, участвовать в общественных мероприятиях... Они могут усваивать материал в собственном темпе, читать более продвинутые книги, рекомендованные учителем. Никто не шипит им в спину «Самый умный, что ли?», так что демонстрировать способности становится намного приятнее и безопаснее.

Зато идеалистическую задачу решать больше некому. Те, кто не хотел или не мог учиться, забивают на учёбу вовсе. Над ними уже не маячит грозный преподаватель – методы контроля и проверки на удалёнке куда менее совершенны, чем когда ученик сидит перед тобой в классе, и деваться ему некуда.

Если перевести ситуацию в формат категорического императива – мы своими руками создадим примерно то, что предсказывали некоторые писатели-фантасты. Человечество будет разделено на две неравные группы, и меньшая из них продолжит развиваться как люди, а большая постепенно начнёт откат обратно к животным.



источник - anairosanairos 
[2 ссылок 67 комментариев 3600 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter апреля 11, 02:00
Когда мы победим коронавирус?Фото: Михаил Гребенщиков / РБКДесять дней назад Путин сказал, что остатки ограничений, https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5bdfd040-59d7-4b38-a27c-f305fea58363

Twitter апреля 11, 01:01
[1$] К нам едет Царь! Да. Первые кто это узнают - холопы. Точнее не узнают, а пони https://ift.tt/2OCsEuq

Twitter апреля 11, 00:40
не откликайся на эй, паря, будь глух и немК Аркадию Бабченко у меня есть множество претензий, но текст толковый.Что https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=4e1796ad-1a94-45c4-b72d-38722b6c655c

Twitter апреля 11, 00:04
RT @PavloNuss: Це дуже серйозно. Вимагаємо від @ZelenskyyUa НЕГАЙНОГО звільнення прес-секретарки @IuliiaMendel за ретрансляцію антиукраїн…

Twitter апреля 11, 00:04
@PavloNuss Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 264 ретвитами и 2 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/PavloNuss/status/1380873087059685377

Twitter апреля 11, 00:04
RT @sergonaumovich: Невозможно не согласиться с автором https://twitter.com/sergonaumovich/status/1380943550473461768/photo/1

Twitter апреля 11, 00:04
@sergonaumovich Поздравляю, в топе твиттера с 295 ретвитами и 3 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/sergonaumovich/status/1380943550473461768

Twitter апреля 11, 00:01
Почему в России такой разрыв вакцинированных и заболевших? https://ift.tt/3d78ySv

Twitter апреля 11, 00:01
6400! — Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья https://ift.tt/2ODqV89

Twitter апреля 11, 00:00
Томатное безумие Начало дачного сезона — традиционно благодатная почва для лёгкой паранойи. Да нет, соседи тут не п https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=0e2f2e8b-fc8a-4c4f-b7db-98c0c28c9d7b

Twitter апреля 10, 23:23
RT @dw_russian: В центре Берлина установили мольберты с фотографиями критиков Кремля: чтобы привлечь внимание к проблемам с правами человек…

Twitter апреля 10, 23:00
Граница по Днепру....Уже ведь не так смешно, правда?Понимаете, как это работает?У меня есть ещё 4 крупные новости и https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=df428a15-f840-4788-b089-aace9425cf6f

Twitter апреля 10, 22:00
Белорусы начинают и выигрывают. Или Мединский здорового человека.В Белоруссии есть такой бывший министр культуры, к https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=526ec981-25c4-4a9e-9ec2-a0851c1ed1b0

Twitter апреля 10, 21:40
@ezhovs Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 213 ретвитами и 2 ответами на 4е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/ezhovs/status/1380668831803265024

Twitter апреля 10, 21:40
RT @ezhovs: Санкцию на обыск у Анина дала председатель Басманного суда Ирина Вырышева. Её мать Елена Петровна (1946 г.р.) работала в Верхов…

Twitter апреля 10, 21:01
[1$] Север помнит: Саксен-Кобург-Готская династия и Филипп https://ift.tt/3myYeG6

Twitter апреля 10, 21:00
Дождливый случай )..."Муж поехал с друзьями на несколько дней на рыбалку. Возвращается и жена разбирает его вещи, о https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=e96c20e1-1a18-4939-871a-f1724c346650

Twitter апреля 10, 20:02
Китай строит пятый космодром, а в России вспоминает прошлое https://ift.tt/3wKUtC5

Twitter апреля 10, 20:00
Мордобой с Украиной в 2021Ой, у нас тут мордобой очередной с Украиной намечается. Или пока нет, но в общем граница https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3dc92cd2-1761-45da-9bba-c5d3b81048da

Twitter апреля 10, 19:58
RT @svoboduslovu: Слушайте, если в Словакию за деньги продали какое-то дерьмо вместо вакцины, не побоявшись мирового скандала, то чем же пр…

follow me