Всем сообщникам добрый день! Поскольку есть коллективный

Всем сообщникам добрый день!
Поскольку есть коллективный запрос на эту тему, будем разбираться в вопросах травли.
1. Что это за явление, основные характеристики. Классическое определение (норвежский психолог Ольвеус, 1993 г.): «это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». Более современный вариант: «это любое нежелательное агрессивное поведение, которое включает видимый (или ощущаемый) дисбаланс сил между агрессором и жертвой, повторяется неоднократно и приносит вред или создает дистресс физического, психологического, социального, образовательного характера».
Выделяют два вида, прямую и косвенную; под косвенной травлей понимается клевета (слухи, сплетни), бойкот, подталкивание других к избеганию общения («с ним нельзя общаться», «если ты дружишь с ней – мы не друзья»). Прямая травля свойственна детям младшего возраста, средней и старшей школе – косвенная.
По данным разных лет и в разных странах, от 5% детей (Швеция) до 45% (США, Россия, Прибалтика…) подвергались эпизодам травли. По другим данным, «четверть современных российских подростков хотя бы раз участвовали в буллинге, 13% школьников имеют опыт жертв, 20% — агрессоров, причем в больших городах уровень буллинга выше, чем в сельской местности».
2, Разные подходы к вопросу. Выделяют 3 основных: диспозициональный, темпоральный, контекстуальный. Первый исследует индивидуальные особенности участников травли. Второй – риски, связанные с другими жизненными факторами; в каких ситуациях ребенок более уязвим для впадения в роль жертвы или агрессора (например, как влияет развод родителей). Третий концентрируется на вопросах среды: социальный климат и микроклимат влияют на личностные особенности участников, провоцируют развитие травли. «В контекстуальном подходе мишенью становится изменение системы отношений внутри группы или организации в целом — формирование альтернативного метода определения статусов в группе, где значимым фактором становится не разница во власти, а ценность уважительных отношений. Такой подход более перспективен с точки зрения долгосрочности эффекта».
3. Личностные особенности участников. По мнению исследователей, роли участников травли не являются жестко закрепленными (жертва-агрессор-свидетели). Один и тот же человек может играть разные роли в разных контекстах. Однако существуют предпосылки, с большей вероятностью ставящие человека в роль жертвы. «Жертвы травли, как правило, чувствительны, тревожны, склонны к слезам, слабы физически, у них низкая самооценка, мало друзей, и они предпочитают проводить время со взрослыми. Типичная жертва травли — замкнутый ребенок с поведенческими нарушениями, негативными убеждениями о самом себе и социальными сложностями». Причем эти особенности могут быть как исходными причинами травли, так и ее последствиями.
«В группу риска… попадают дети с трудностями в обучении, СДВГ, расстройствами аутистического спектра, диабетом, эпилепсией, дети с нарушением веса… и хроническими заболеваниями, особенно влияющими на внешность. С оскорблениями, физическими нападениями и угрозами сталкиваются 82% подростков, которые не определились со своей сексуальностью и воспринимаются как «слишком фемининные» (мальчики) и «слишком маскулинные» (девочки)».
Преследователи отличаются такими чертами, как импульсивность, положительное отношение к насилию для достижения целей, уверенность в себе, желание самоутверждения, отсутствие авторитетов среди взрослых, отсутствие сострадания. Они хорошо чувствуют чужие слабости и успешно манипулируют другими детьми. Если социум не пресекает их способы самоутверждения, а потакает им, в дальнейшем такие лица склонны к противозаконным действиям, чаще преступают закон, чаще попадают в места лишения свободы. «Основными мотивами буллинга служат потребность во власти, удовлетворение от причинения вреда другим и вознаграждение — материальное (деньги, сигареты, другие вещи, отбираемые у жертвы) или психологическое (престиж, социальный статус и т.п.)»
Выделяют также группу «помощники». Многие преследователи предпочитают действовать чужими руками, так что непосредственное и наиболее агрессивное насилие осуществляют помощники. Их статус в классе, как правило, невысок, они зависимы, подчиняются лидеру, авторитарны, однако не умеют реализовать свои амбиции. Обнаружено, что у «помощников» чаще бывают проблемы в отношениях с отцами, они хотели бы больше близости, испытывают острый дефицит общения с ними. «Возможно, они находят качества отца (т. е. силу, волевые и лидерские качества) в «преследователях», и поэтому стремятся помогать им даже в преследовании».
Около 3% детей склонны совмещать обе роли, жертв и преследователей; их отличают такие черты, как гиперактивность, импульсивность, неуклюжесть, вспыльчивость, эмоциональная незрелость, низкая социальная компетентность, склонность к тревожности и депрессии. Они также наиболее склонны к суицидальному поведению и селфхарму.
Наиболее многочисленная группа – свидетели травли (до 70% детей). Большинство из них, по исследованиям, испытывает сочувствие к жертве и желание остановить травлю. Однако не вмешивается, опасаясь потерять свой статус, также стать объектом агрессии. «Свидетели травли ощущают небезопасность среды, переживают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие»; а иногда – скрытое желание присоединиться к агрессору. Участники, предпочитающие не вмешиваться, наиболее независимы и отличаются самым большим терпением по сравнению с другими детьми. Если буллинг продолжается долго, это ухудшает эмоциональный климат в целом, падает общая способность к эмпатии, растет разобщенность и привычка к молчаливому наблюдению в кризисной ситуации.
Группа «защитники». Отличаются высокой самооценкой, высоким статусом в группе, удовлетворенностью своим положением и общением с другими. Реже всего становятся объектом травли; их основные ценности – доброта, сочувствие, взаимопомощь.
4. Социальный контекст. И жертвы травли, и преследователи зачастую подвергаются насилию/жестокому обращению в семье. Жертвам также свойственна гиперопека со стороны семьи, выученная беспомощность вследствие воспитания.
Очень важна позиция учителя: «Поведение учителя обусловливает субъективное ощущение безопасности ребенка в классе; учитель — это фигура, способная остановить или поддержать насилие».
С другой стороны, имеет значение социальное неравенство. Так, жертвами травли чаще становятся дети, чьи родители не имеют высшего образования. Дети из богатых и обеспеченных семей реже становятся объектами травли, чем малоимущие. В неблагополучных районах ситуация обратная, объектом травли может стать ребенок из благополучной семьи, если большинство в классе, напротив, живет в маргинальной семье/за чертой бедности (однако такие ситуации статистически гораздо более редки).
Естественно, важен и более широкий контекст: уровень насилия в социуме, отношения между властью и гражданами, установки, транслирующиеся СМИ и официальными структурами, и тд. Все это формирует фон, где насилие либо социально одобрено, либо осуждается и является маргинальным явлением.
5. Мифы о травле
«Буллинг традиционно рассматривался как часть «нормального» пути взросления и своеобразный элемент воспитательного процесса. Ситуация стала меняться только в последние 30–40 лет. […] Образование построено на передаче знаний и общественных принципов в рамках властных отношений «ученик-учитель»… Очевидно, что для упорядочивания статусов и снижения тревоги о своем положении в социальной иерархии (например, в классе) дети используют те же методы, что и учителя, выстраивая отношения на власти и контроле. Учителя реагируют на травлю, руководствуясь различными убеждениями о буллинге»; это игнор явления, помощь детям в поиске самостоятельных решений, или выстраивание дистанции между жертвой и преследователем.
«Многие мифы о школьной травле (травля — момент взросления; педагоги легко замечают и пресекают травлю; причина травли – исключительность ребенка; некоторые дети будут затравлены в любой группе, а другим это никогда не грозит) амнистируют агрессоров, обвиняют жертв и поддерживают невмешательство свидетелей, тем самым стабилизируя ее повсеместную распространенность. Основная ответственность за присутствие травли в школе ложится на педагогов, прямо или косвенно дающих разрешение на подобную форму взаимоотношений».
Исследователи отмечают, что отношение к этой теме в обществе амбивалентно; что связано с распространенностью опыта пребывания в роли жертвы, и с привычностью таких форм взаимоотношений, где есть насилие разного рода. Поэтому многие испытывают затруднения с поиском альтернативных практик коммуникации.
(Продолжение следует) По материалам статей: "Буллинг как объект исследований и культурный феномен", Бочавер, Хломов; "Влияние школьного климата на возникновение травли", Новикова, Реан; "Психологические особенности участников буллинга", Глазман.

источник - ru_psihologru_psiholog 
[3 ссылок 76 комментариев 2500 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter апреля 6, 16:20
Четвёртая неделя карантинаПросто списком.1. Настроение прямо очень поганое. Мне всё кажется, что ничего не работает http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=66960cb0-c36b-4daf-9459-682abcd59786

Twitter апреля 6, 16:16
RT @AlexanderThorn_: ⚡️ВНИМАНИЕ!!! Распространите этот ролик!!! https://twitter.com/AlexanderThorn_/status/1247038927288008710/video/1

Twitter апреля 6, 16:00
Ожидание нехорошего Делом всей жизни для меня в данный момент является[more]Делом всей жизни для меня в данный моме http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=52d11169-90c0-4d85-a0b8-34faca5c2699

Twitter апреля 6, 15:40
Сообщили что известный всему ЖЖ пловоложец загремел в больничку с отвалившимся желудком и чуть не помер. Такие дела http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=32ae7479-9b31-43d1-a32b-8a5630148874

Twitter апреля 6, 15:20
Купи козу - продай козуЛет в тридцать пупсик побрился наголо, сняв с головы отличную гриву без проплешин и особых д http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=12c5103f-113c-4790-b3ca-6975c0e3d8c2

Twitter апреля 6, 15:00
Соцсети жаждут чрезвычайного положения?Вокруг самоизоляции развелось множество странных разговоров. С одной стороны http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=1b113d55-4746-466a-b641-a3b3de366efd

Twitter апреля 6, 14:40
Этого не может быть...Однажды весной, незадолго до Пасхи, в Москве, на Патриарших гуляли человек и собака.Человека http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a9b048d2-cb82-4e30-abd5-b84f62f98dc2

Twitter апреля 6, 14:20
Не «плющить кривую», а пресекать эпидемию!Поскольку продолжение нашего расследования об информационных факторах кор http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=014ee655-8c2e-4c81-ac8a-195f26c6cc8c

Twitter апреля 6, 14:01
Герои дня Великой Отечественной - 46 Бориса Джонсона - 41 Михаил Мишустин - 29 Владимир Владимирович - 26 Великой Победы - 23

Twitter апреля 6, 14:00
Может быть было бы лучше без карантина? Пусть бы тихо болели.Такого от американцев никто не ожидал: в США начались http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5f327bbf-2e58-44de-b5ce-1811faec9892

Twitter апреля 6, 13:40
Не слипнется! Променад по музею счастьяУ какого ребенка да и у взрослого не проснется аппетит, если он услышит слов http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5648ac69-539a-4ed5-9016-c00fc2ec17ab

Twitter апреля 6, 13:32
RT @timsssel: 500 рт и я кидаю это в беседу класса с учителями https://twitter.com/timsssel/status/1247067648355164162/photo/1

Twitter апреля 6, 13:20
Окуловские маски Говорят, в Окуловку профсоюз "Альянс врачей" доставил защитные маски. С приключениями доставил, по http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=e35abcba-3ac5-4ea1-b313-54ee3bae37a9

Twitter апреля 6, 13:00
Сельпо закрывается А тут идет дождь, и совершенно нет сил, чтобы сосредоточиться. Лежишь себе, лежишь на спине,и не http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=36467899-3bbd-4015-8adb-94e309e0f491

Twitter апреля 6, 12:20
Тулуза-Бордо-2 Toulouse – Cordes-sur-Ciel – Albi – Toulouse – Auch –Toulouse – Cordes-sur-Ciel – Albi – Toulou http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=2b5b2dac-d66e-4d45-b77d-9403a7bf136f

Twitter апреля 6, 11:40
Особенности национального предпринимательстваНа днях пытливые мордорские умы выяснили неприятное: в составленный пр http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a22e14a0-5740-4739-8502-9d9cac21a658

Twitter апреля 6, 11:20
и если хочешь на земле оставить память о себе[more]Изобретение такого волнистого декоративного забора приписывают Т http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=dd458081-412f-4d0a-836f-3a915377818a

Twitter апреля 6, 11:10
Т30P ТРЕНДОВ GIDLE_OMG МояГодовщинаВТвиттере Коронавирус Covid_19 карантин kinopoisk GIDLE ТинькоффИнвестиции BTS сидимдома

Twitter апреля 6, 11:00
КОРОНАВИРУС — ДЕНЬГИ НА ВЕТЕРМаразм крепчает. Наблюдая намедни, как по приказу Кадырова поливаются дезинфектантами http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=c7223006-0372-45eb-8b07-152bf7637f72

Twitter апреля 6, 10:40
Район игнорирующий реальность.Если следите за моей фотографиями и видео, то уже наверняка лучше меня знаете, что Нь http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=bb902f09-0467-4c00-9f26-d0e6e339d276

follow me