Что изменилось в школе за последние 10 лет.

Довольно давно уже собирался написать о том, что изменилось в школе за последние 10 лет.
И вот, дособрался-таки.
(Уточнение, написанное после того, как я закончил пост. Видимо будут две части. Это - первая. Написал не про всё, а и так уже много получилось.)

Сразу замечу - десять лет назад я работал уже в Москве.
Так что поправку на "это Москва" можно не делать - и десть лет назад это тоже была Москва.
С другой стороны, своими глазами эти десять лет я наблюдаю именно московские школы - может быть в других регионах что-то из того, о чём я пишу, слабее выражено или вообще ещё не докатилось.

И ещё одно предуведомление. Я не претендую на глубокий анализ, на полный охват и т. п. Пишу о том, что со своего места вижу своими глазами. Но уж что вижу - то вижу.


Первое, что я сразу вспоминаю, думая о переменах в школе за эти десять лет - это журналы.
Десять лет назад журналы были бумажные. Такие же, как тогда, когда я ещё сам в школе учился (подозреваю, что и ещё раньше, в СССР они были такими же).
Теперь журналы электронные.
Вот любопытно - для меня это изменение уже такое очевидное - а ведь может быть кто-то и до сих пор не знает. Ну, нет детей, не имел особо дел со школой это десятилетие.
Электронные журналы - это. вообще, совершенно потрясающе.
Я вот сейчас как-то живо очень вспомнил, как мы с бумажными маялись. (А было-то это! Несчастных лет шесть назад - а сейчас вспоминаешь, и сам себе еле веришь - ощущение, как будто кто-то другой это рассказывает о временах... ну, может не сразу после смуты Ярополка, но вот где-то вскоре после.)
Итак, бумажные журналы.
Начало года. Нормального расписания, конечно, нет. Перебиваемся временным, составленным на неделю - и хорошо если на неделю, а не только на завтра. Соответственно, журналы не заполняются - да их ещё и просто нет физически, не выдали, не начали - не знаю, но факт, что их нет.
Тянулось это когда как - когда до конца сентября, когда до середины октября, а по-моему раз мало что не до конца первой четверти.
И вот - торжественный момент! - на совещании в среду Ольга Васильевна объявляет, что есть журналы и что надо их заполнить. К пятнице, не позже.
Что тут начинается.
Мне надо заполнить журналы 10А, 10Б, 9А.
Спрашиваю в учительской:
- У кого журнал 10А?
- Не знаю, сама ищу.
- Сейчас он, кажется, у Елены Георгиевны.
- Нет, у Елены Георгиевне его нет, она отдала физкультурникам.
- Нет, физкультурники сейчас на соревнованиях, зал закрыт, наверное он сейчас у иностранцев (на сам деле он всё-таки был у физкультурников - они уехали на соревнования и закрыли журнал в зале). Иду к иностранцам - там журнала 10А нет, зато там есть журнал 10Б, но они мне его не отдадут, сами заполняют. Причём там же группы, так что прямо сейчас заполняет Диана Владимировна, а после неё уже заняла Татьяна Павловна. Нахожу Татьяну Павловну, прошу, как она заполнит, отдать мне - но нет, она не может, она уже обещала Екатерине Андреевне, географичке.
И так далее!
А мне, между прочим, заполнять дофига - алгебра + геометрия это 6 часов в неделю, а у меня бывало ещё, что я и физику вёл в том же классе, то есть + 2 физики, 8 часов.

А ещё отдельная тема - ошибки в журнале. В нём же ошибаться нельзя. И если всё же ошибся, то исправлять нельзя - вернее можно, но надо оформлять исправление официально, заверять его подписью завуча - и это ещё ладно, если исправление мелкое. Но всякое же бывает. Другой раз кто-то не на своей странице писать начнёт или ещё что, что вот так легко не поправишь.
И вообще официально исправлять - это плохо, начальство по головке не погладит. (В этом случае шли к Таисии Фёдоровне. О Таисии Фёдоровне шла молва, что она умеет настолько аккуратно подчищать в журнале, что вообще не заметны исправления.)
А ещё же есть выпускные классы, где всё особо строго! И выпускные классы, где есть медалисты! И сами эти медалисты!
В общем, бывало что где-нибудь в апреле выяснялось, что журнал 11А нужно переписать. То есть весь, с начала до конца, все предметы. Какая-то там такая ошибка оказалась, что её не исправишь иначе как переписав журнал полностью. Ну, и что же - садились и переписывали. И хорошо, если никто нигде не ошибался уже при переписывании - особенно из тех, кто переписывал в числе последних!
Кстати, эти переписывания журналов были... Ну, нет, не чем-то обычным. Это был форс-мажор. Но такой... Обычный форсмажор, если можно так сказать."Бывает."

Б-р-р-р-р.... Вот, вспомнил сейчас - ажно заколдобился:))
Насколько же, НАСКОЛЬКО, стало лучше с электронным журналом. Который не надо искать, в котором можно исправить и т. д. и т. п. Очень, просто очень это упростило жизнь.
Хотя тоже - кому как.
Когда только-только их ввели, у нас была по крайней мере одна учительница, которая не могла электронный журнал заполнять. Совсем пожилая (она чуть ли не больше 50 лет работала в этой школе - мне как-то показывали её... вот не помню, какой-то её первый рабочий документ где она ещё комсомолка и вообще чуть ли не выпускница рабфака какого-то. А, даже помню, как и когда показывали, кажется - это у неё юбилей был) - ну, не умела она с компом. Но нашёлся выход - она договорилась с одной из молодых коллег, которая заполняла за неё. Таисия Фёдоровна приносила ей свой, бумажный, а Алёна Александровна перебивала в электронный.


Ха, журналы! Электронные!
Я вообще не с того начал.
Не было интернета. Блин, сейчас вот это просто вообще трудно себе представить. А ведь не было.
Ну, то есть как - был, конечно. В кабинете информатики, в канцелярии. Может у кого из учителей, кто сам себе его как-нибудь организовывал. Принёс свой ноут, воткнул этот флэшкообразынй модемчик - помните, наверное, некоторое время они были популярны.
Да ладно интернет.
Я вот сейчас пытаюсь вспомнить - а компьютер-то вообще был?
Ведь не было, кажется.
Точно. Не было.
Первый мой рабочий, в смысле казённый комп - это тот самый выданный ноут и есть. Когда электронный журнал ввели в обязательном порядке, тогда нам ноуты и выдали.
И было это... Так, вот чтобы не соврать... 14 год, кажется. Если и ошибся, то не намного - может 13-ый, может 15-ый. (Помню, я тогда изрядно офигел. Что?? На работе? Выдают ноут? Ничего себе!)
В общем, как-то я даже с трудом представляю, как мы работали-то. Как в пещере, чес-слово)


Ещё - появление электронных досок в массовом порядке. Это я даже совершенно точно помню, когда было - я об этом тогда пост писал. (Полезная штука - ЖЖ).
Вот: Доска.
Кстати, за минувшие два года я к ней уже тоже здорово привык. Как-то с трудом представляю себе, как без неё обходился. С этим вот мелом, меловыми тряпками, руками постоянно в этом меле... Фу! Быстро привыкаешь к хорошему:)


Ещё значимое изменение, которое я тоже могу датировать точно.
Правда это не совсем школа...
С другой стороны - сдача итогового экзамена за школу всё же имеет к ней некоторое отношение.
Изменения в ЕГЭ.
Десять лет назад на ЕГЭ было можно списать. Причём довольно легко. Реальные варианты текущего года появлялись в интернете за пару дней до экзамена - и это действительно были реальные варианты текущего года. Так что очень многие приходили на экзамен уже с ответами и по крайней мере за ту часть, где не записывается решение, а нужен только ответ, баллы получали. Двоек практически не было. посмотреть статистику - с тех пор существенно хуже стали дети математику сдавать! Кошмар, отупение нации, Россия гибнет. Нет. Просто сдавать стали честно.
И случилось это в 2014 году.
Вот что я писал об этом в 2014 году:
Похоже в этом году кто-то крупный в лесу сдох. ГИА провели реально честно. Вот реально - без ответов и без списываний.В этом году двух человек мы из 9-го класса выпускаем без аттестата. Они получили двойки и по русскому, и по математике.
Первый раз такое вижу.

А вот что в 2015: Сегодня ЕГЭ по русскому был.
Я очень ждал этого момента - было интересно, честный ЕГЭ в прошлом году это случайность, сбой или всё-таки новая политика такая.
Так вот, похоже всё же новая политика. Дети говорят в этот раз снова всё было честно. Процедура соблюдалась, ответов не было.

И с тех пор примерно так оно и продолжается - процедура стала даже строже - причём не формально, а фактически строже.
Вообще, поразительно, конечно, это. Я отлично помню, как мы, учителя, стояли в коридоре, разговаривали о том, что вот же, что можно же приложить усилия, сделать ЕГЭ честным и вот тогда... Но, конечно, этого не сделают - да и можно ли это сделать, даже пожелав того? Протечёт же не оттуда так отсюда...
А вот же. Сделали.

<
Ещё изменение.
Тоже примерно в 13 - 15 годах как-то довольно резко перестали собирать с родителей детей деньги на нужды школы.
Вот опять же - скажи кто об этом за два года до - никто б не поверил. Сбор денег на шторы, на мебель, на ремонт, на то, на сё - это была совершеннейшая норма. Как классный руководитель с родителями поработает - такой у него кабинет и будет. А начальство любит, чтобы кабинет был приличный. И умеет говорить так: "Поработайте с родителями!", "Не умеете работать с родителями!"

А года в как раз в 13 - 15 вдруг оказалось, что всё, что так больше нельзя. Причём не нельзя, но можно, а нельзя и НЕЛЬЗЯ. Реально. Фактически. Вплоть до.
Слегка ошарашенные классные руководители (какое счастье. что я никогда классом не руководил!) спрашивали - а, мол, как же тогда? Всё будет сделано за счёт школы - тогда, насколько помню, речь шла о летнем ремонте.
И всё действительно сделали за счёт школы. И вообще без участия учителей и родителей. Так с тех пор и идёт.
То же самое, кстати, со всяким мелким ремонтом.
Раньше нормально было так: "Нужно починить шкафы. Я позвоню папе Дениса, там такой папа - он за вечер нам и шкафы починит и раковину." Приходит папа Дениса и чинит - и шкафы, и раковину. И ещё замок барахлил, и одна розетка не работала.
Теперь это делается так: "Пишите заявку рабочему. Он сделает." Пишешь заявку - и рабочий делает. В школе есть рабочий! Реально есть, он физически существует и выполняет заявки. И это не охранник дядя Витя, который вечером, когда в школе пусто, ещё и за рабочего - а прям настоящий отдельный рабочий. Более того! Кажется. он даже не один.
А за попытки пригласить папу Дениса теперь не похвалят ("вот же, Елена Александровна умеет работать с родителями!"), а дадут по шапке.
А уж за попытку купить за счёт родителей парты... Нет, всё, теперь так совсем нельзя.
/lj-cut>


Ещё похожая вещь произошла с уборкой.
Раньше... Да - по-моему тут важно снова отметить: под "раньше" тут понимаются не времена при Александре Втором «Освободителе», и не времена при Александре Третьем «Миротворце» и даже не времена при Керенском, Сталине, Брежневе, Горбачёве или Ельцине - а то что было 10 (десять!) лет назад.
Так вот раньше уборщица в школе вроде как тоже была. Но была она как-то скорее номинально.
В классах убирались сами дети. На каждый день назначались дежурные - два мальчика и две девочки обычно. И они убирались в классе после завершения учебного дня. А учитель должен был при сём присутствовать и их контролировать.
Как же я терпеть этого не мог!
У меня же ещё не было своего класса (не в смысле кабинета, кабинет как раз был, а в смысле класса, которым я бы руководил).
Поэтому убираться ко мне ходили дети из другого класса, у которых был, вообще-то, свой кабинет - но вот им ещё и мой всучили в нагрузку. Что, конечно, сказывалось на их отношении к этой деятельности. А мне нужно было как-то всё же проследить, чтобы они порядок навели. А дети разные - одни худо-бедно сами делают, а других надо как-то заставлять - а как? Это же не учёба. За это им не поставят двойку. Да и вообще они вроде как и не очень должны - и об этом регулярно поминают.
Ну, справлялся, в итоге кое-как.
Так вот это всё тоже кончилось.
Теперь в классе убирает уборщица.
Кстати! А вот с началкой интересно. В началке, поскольку дети мелкие и сами убирать ещё не могут, родители скидывались и нанимали уборщицу. Ну, грубо говоря, по 50 рублей с ребёнка, значит 1000+ от класса, на этаже допустим 12 кабинетов началки - и вот нанимается уборщица, которая за 12 тысяч в месяц эти 12 кабинетов моет.
Ровно из-за этого в 14-м году слетела директор школы в которой тогда работал. Какая-то из родительниц началки пожаловалась на этот сбор денег - и на жалобу отреагировали. Уж не знаю, может это был просто повод - но повод был такой. И сейчас, шесть лет спустя, я думаю, что может и не повод - иначе её бы сняли, а практика такая продолжилась. А практика не продолжилась. Может просто вот именно она (наша директор) попала под эту новую метлу и оказалась таким, своего рода отрицательным примером, что "нет, теперь правда нельзя, серьёзно!"


Ещё стало существенно лучше с материальным оснащением физики, химии, биологии. Было (это Москва) просто жесть что. Оборудование в физике - рухлядь. Старое, советское, что сумели сохранить. А что было с реактивами в химии я даже рассказывать не стану - мне коллега учительница химии, принявшая кабинет, говорила чуть ли не шёпотом, что она там нашла по полкам и в сейфе. То, что там было, она даже утилизировать законным путём не могла, поскольку формально его там не было и быть не могло уже пару десятилетий как. Но ничего не выкидывали, не списывали - видимо в том числе из соображений "а где потом возьмёшь".
Теперь с этим стало существенно лучше. Оборудование стали закупать так, вполне буднично.


Ещё принтеры появились в школе - общественные принтеры, а не купленные учителями на свои деньги (или не на свои, а на деньги родителей класса).
А потом стали ещё и бумагу к принтерам выдавать.
А потом ещё и выдавать столько, что стало хватать.
В позапрошлом что ли году я был вообще поражён - выдали тетради. То есть тонкие тетради для контрольных работ.
Обычно в начале года учитель говорил так: "Дети, завтра принесите по две тонкие тетради вв клетку - для контрольных работ по алгебре и по геометрии". А потом месяц ждал, пока, наконец, все принесут.
А теперь их просто выдаёт школа - вот сразу коробку этих тетрадей. А можно и две коробки. Так что теперь я даже листочки раздаю централизованно - между прочим это довольно удобно.
Мало того - сейчас нельзя даже собирать деньги на всякие тетради на печатной основе, книжки для подготовки к экзаменам и т. п.
Если надо - нужно писать заявку. школа закупит. Правда вот это как раз ещё работает так себе - но это и введено было года два что ли как - так что может быть отладится постепенно.


Ещё... Вот тут я ориентируюсь на слухи, но слухи таковы: перестали брать деньги за то, что ребёнка возьмут в первый класс, а раньше была такая практика. Но вот примерно тогда же - 14-15 год - она и прекратилась.


Ещё - в школе появились психологи.
То есть они вроде как и раньше были.
Но именно что вроде как "совмещено с библиотекарем".
А теперь - целая психологическая служба.


Ещё - деление старших классов на группы на профильных предметах.
То есть - если класс физико-математический, то на математике и на физике он делится на две группы.
Вот это как раз совершенно напрямую касается меня - я последние года в таких классах и работал.
И на практике это для меня значит вот что: теперь у меня на уроке на 20+ человек, а 10+. За ту же зарплату.
Это, конечно, просто _очень_ круто.


А, ещё мелкое изменение... Хотя, не такое уж и мелкое - это как раз то, что прям непосредственно, практически каждого работающего или учащегося в школе затрагивает.
Четверти и модули.
Раньше учились по четвертям. Один учебный год - четыре четверти - ну, все знают, все так и учились, полагаю.
А теперь предлагается такой выбор - или четверти. по старому, или модульная система. Год делится на шесть модулей. Каждый модуль - пять недель, потом шестая - каникулы.
Мне так больше нравится. Четверть длинная, а даже в первую неделю модуля его завершение как-то уже видно. Пять недель, всего-то.
Видимо нравится так не только мне - в основном эту систему и выбирают. (Выбирают в основном родители, насколько я понимаю.)


Всё то время, которое я работаю в школе, мне удавалось увиливать от классного руководства. Просто учить - и то удовольствие то ещё, а ещё и классом руководить - как по мне, то это просто жесть.
И я всеми силами отказывался, отбивался и в итоге так ни разу мне его и не навязали.
Так вот последние годы отбиваться стало существенно проще. Можно даже сказать, я перестал отбиваться вовсе, поскольку перестали навязывать.
И основная причина по-моему довольно проста - за классное руководство стали платить. То есть. за него и раньше платили, конечно. Но раньше там были каике-то довольно смешные деньги - две что ли, три тысячи. А сейчас 25 тысяч. Соответственно, браться за это стали охотнее. Особенно люди которые и так классами руководили, привыкли уже. А тут раз - за это ещё и платить стали нормально. В прошлом году одна из моих коллег руководила двумя классами. в смысле одновременно двумя. Причём классами одиннадцатыми. выпускными - а с выпускными всю мороку классного руководителя надо ещё на полтора умножить.
И тем не менее - руководила двумя классами - и вполне успешно.
В общем, желающих на это дело стало найти проще и тех, кто не хочет заставлять стали меньше. Ну, по крайней мере насколько я могу судить.

Что-то как-то много у меня получилось:)
Ну, ладно, почему бы и нет.

Кстати, мне вот что любопытно. Кто имеет отношение школам - особенно к тем, что не в Москве. А как там с теми переменами, которые я перечислил? Есть, нет, такие же, меньшие, вообще другие?
Напишите, если не лениво. Мне в самом деле интересно.

источник - boldoggboldogg 
[1 ссылок 131 комментариев 4700 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Топы по Месяцам

Твиттер @t30p