Когда музеи распродают свои фонды

Вчера мы смотрели на работу последователя Леонардо да Винчи, которую американский музей пустил с молотка, а Эрмитаж, наоборот, не брезгует показывать.
Давайте в продолжение этой темы поговорим о том, почему музеи распродают свои фонды и как к этому относятся в культурном мировом сообществе.



Вообще эта тема примыкает к вопросу "Почему нельзя все взять и поделить", о котором я уже рассказывала, говоря о том, почему государственные столичные музеи не могут и не имеют права отдавать свои экспонаты региональным музеям помельче. Кто не читал, советую глянуть. Но то было про российские госмузеи, а сегодня мы будем про капитализм, в основном американский.

Кстати, самым ужасным подобным событием в Новейшее время считается распродажа советской властью картин из коллекции Эрмитажа, когда в поисках денег за бесценок распродали около 3 тысяч картин, среди них шедевры первого ряда.  Но это все-таки был эксцесс почти столетней давности, причем страна находилась в сложном положении. Так что этот пример нам не годится, давайте про свежие новости.

Рафаэль, которого мы потеряли. Теперь у американцев, в Вашингтоне

По-английски этот вывод из фондов называется Deaccessioning.
И хотя в принципе сие законно обычно, оценивается продажа произведений из коллекции музея (если он не единолично частный) зачастую негативно.

На Западе многие музеи не спонсируются государством, а учреждены всякими фондами и наследственными трастами, и поэтому должны кормить себя сами. Поэтому и выставляют на аукционы ненужное из своих собраний.

Как определяют, что продать? Обычно это то, что не очень нужно, например, не вписывается в общую тему музея. Например, ты -- Галерея австралийских импрессионистов, и у тебя внезапно завалялся в фондах русский передвижник + нужны деньги. Зачем тебе русский передвижник в твоей Австралии? Выставляешь на аукцион, покупатель -- коллекционер русских передвижников счастлив, у тебя деньги на кармане.

Но часто возникают проблемы.
Потому что как русский передвижник мог попасть в Австралию? Скорей всего, какой-нибудь миллионер-коллекционер умер и завещал свою коллекцию твоей Галерее. В коллекции было 100 австралийских импрессионистов, и всякое барахло по мелочи случайное, включая вот передвижника. И стоит тебе его продать, как из ниоткуда возникнут племянники-правнуки этого коллекционера, которые размахивая завещанием его начнут вопить, что коллекция была завещена твоей Галерее на условиях неделимости, и раз ты, сволочь такая, русского продал, то завещание нарушено, так что отдавай нам вот все его, что у тебя висит. Скандалы и даже суды могут длиться долго.

Или вот другой случай, даже связанный с государством, а не с частными управителями.

Валентин Серов. Портрет Маши Цетлиной

В 1959 году супруги Цетлины, русские эмигранты, подарили музею города Рамат-Ган коллекцию искусства, в том числе портрет жены работы Серова. Музей худо-бедно существовал себе, со зданием были проблемы.

А потом ВНЕЗАПНО на аукционе Кристис в 2014 году оказался выставленным портрет этой самой благотворительницы. Продали за 8 млн фунтов.

Екатерина Алленова пишет в своей оч. интересной статье (рекомендую прочесть целиком):  "почти до самого аукциона в Рамат-Гане никто ничего о предстоящей продаже не знал, то есть никто из тех, кому вообще-то надлежало бы это знать. Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня» на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона. Так-то многие знали и призывали остановить продажу, говорили, что это все равно как если бы Лувр ради нового здания решил продать «Джоконду», предлагали обратиться в суд, активисты провели протестный марш, собравший, кажется, около 150 человек, но безуспешно".

Руководство муниципального музея начхало на  протесты местных депутатов, на министерство культуры Израиля, на все протесты, и просто сделало это. Затем депутаты от НДИ  провели на комиссии Кнессета по госконтролю решение о созыве специального заседания, посвященного расследованию обстоятельств продажи картины «Портрет Маши Цетлиной» из коллекции Музея русского искусства в Рамат-Гане. Депутаты обещали проследить, куда будет потрачен каждый шекель от продажи. Чем кончилось в итоге законодательно не знаю, мб читатели из Израиля дополнят тут в комментариях, прошу. Здание-то начали новое строить музею?

Или вот другой случай, тоже про жадность наверное и желание отхватить кусок побольше за шедевры.

Климт. Юдифь II (1909)

В октябре 2015 года мэр Венеции Luigi Brugnaro объявил: "а нафига нам, городу Тициана и Веронезе, эти паршивые модернисты? Это же мусор! Давайте продадим вот Климта "Юдифь II" из музея Ка'Пезаро, и другие картины, Шагала например" (это я своими словами пересказываю, кто не догадался). В общем, он призвал продать картины из госфондов «не связана напрямую с историей Венеции», заработать таким образом 400 млн долл. и погасить долги города.
Японские коллекционеры уже приготовили свои чековые книжки, но вроде ничем это не кончилось. Мэр этот вообще известен своими абсурдными идеями, насколько я вижу.

Вообще законодательно во многих странах вывести из госфондов картины на продажу невозможно. А потом вывезти их из страны вдобавок.
Там, где возможно, пытаются давить на этику. Например, в США музейная ассоциация в этическом кодексе настаивает на том, что деньги от продажи ненужных картин можно тратить только на покупку нужных, на пополнение фондов. А вот на долги по зарплате и на сооружение новых сарайчиков и починку крыши -- нельзя. И наказывают за это, наказывают реально, как могут.

Albert Bierstadt - Giant Redwood Trees of California, 1874. Ранее в Беркширском музее

Вот новость 2018 года:
"Американская ассоциация директоров художественных музеев (AAMD) объявила о введении санкций против Беркширского музея в Питсфилде, Массачусетс, и Музея искусств Университета Ла Саль в Филадельфии. Ассоциация директоров художественных музеев запретила межмузейные обмены с их участием.

Причиной стала продажа работ из коллекций музеев; вырученные средства направлялись на поддержку операционных бюджетов и ремонтно-строительные работы. «Продажа произведений искусства для любых целей, кроме пополнения коллекции музея, фундаментально подрывает критически важные отношения между музеями, донорами и общественностью, — утверждается в заявлении AAMD. — Когда музеи подрывают доверие своих доноров и общественности, они уменьшают возможность сделать великие работы доступными для публики. Это наносит ущерб самой институции и влияет на музейную сферу в целом».

Ранее AAMD предлагала обоим музеям найти альтернативные источники финансирования и предупреждала о возможном введении санкций. Теперь руководство ассоциации советует всем своим 243 членам воздерживаться от межмузейного обмена и сотрудничества с этими музеями. Непосредственным поводом к введению санкций стала продажа Беркширским музеем 13 работ из коллекции на аукционах и частных сделках, что позволило выручить $42 млн для реконструкции музея. Университетский музей Ла Саль объявил о продаже 40 работ для компенсации расходов на образовательную программу. Санкции могут быть сняты, если оба музея пересмотрят свои программы и вложат вырученные деньги в расширение коллекции".

Музеи поступили совсем невежливо, Беркшир, например, продал картины, которые Норман Роквелл им САМ подарил. Это реально позор. Им пришлось получать разрешение для этой продажи у суда, и решение этого судьи многие осуждают.

Н. Роквелл. Shuffleton’s Barbershop (1950). Продан

А вот "хорошая, этичная" новость, хотя я тоже не одобряю.
2018: Балтиморский музей продаст работы белых художников-мужчин (в т.ч. Энди Уорхол и Роберт Раушенберг) из своей коллекции, чтобы затем дополнить коллекцию современного искусства музея и сделать ее более разнообразной в расовом и гендерном отношении.

Вот вообще обычная новость: 2019 год, Музей современного искусства Сан-Франциско продаст одного из своих многочисленных Ротко, чтобы купить что-нибудь другое.

Такое часто случается в США, спросите гугл ньюс про слово Deaccession.  Часто продают свои картины колледжи и университеты, и наследники дарителей тоже на это обижаются.

***

Характерно, что иногда постфактум выходит, что многие музеи, продавая и покупая, ошибаются.
Например, в 1945 году Музей Род-Айленда продал своего Пикассо «La Vie» (1903), предусмотрительно купленного совсем незадолго до этого, в 1937 -- самую важную работу "голубого периода" в США.



чтобы купить вот этого Ренуарчика.
Пастушок, безусловно, милый, но проходной, в отличие от Пикассо.



В Европе, поскольку законы и правила другие, и таких "самоуправных" музеев меньше, такое случается реже. Если ты единоличный миллионер и из своего частного музея продаешь, кто вправе тебя осуждать? (Кроме туристического бюро твоего города, которое заманивало туристов на шедевры в твоем музее). Если же частный музей, управляемый фондом, то случаются и проколы. Вот, уже английская новость, для Америки такое развитие событий не типично:

2018 год: Одиннадцать высокопоставленных членов международной консультативной группы галереи и музея Бен Ури в северном Лондоне подали в отставку в знак протеста против решения совета музея о продаже 24 произведений из коллекции на лондонском аукционе Sotheby's.

Дэвид Бомберг, У окна (1919) © Sotheby's images

Короче, подытоживая:
Продавать работы из фондов музея, в чьем бы он ведении ни находился, музейным сообществом, как правило, считается достаточно неэтично и неправильно. Во многих странах это запрещено законодательно: как только ты назваешь себя "музеем", ты принимаешь на себя обязательство по хранению коллекции, а не по наживе за ее счет. Продажа картин плоха потому, что она оскорбляет тех, кто тебе их дарил и завещал, в будущем оно отвращает других миллионеров от дарений. Нарушается целостность музейной коллекции, что тоже очень плохо с точки зрения искусствоведения.

Также это зачастую плохо из-за человеческого фактора: потому что те, кто отбирает картины, нередко действуют как чиновники-управлецы, а не как музейщики-искусствоведы, они ошибаются при выборе "жертв",  могут гнаться за прибылью, продавая самая дорогое, т.е. самое шедевральное.  И таким образом "грабят" собственный музей. Вернее, чужой, где они по найму-то реально сидят.  Либо они руководствуются собственными вкусами и сиюминутной модой и политкорректностью, лишая музей того, что через сто лет, наоборот, больше бы ценилось с точки зрения вечности.

Продажа картин из общедоступных музеев этическое "преступление" также по тому, что это  может вывести картины в недоступные частные коллекции.

Многие американские музеи с хорошей репутацией, тем не менее, это делают, например, Метрополитен и Арт Институт Чикаго, однако они выработали для этого огромный свод правил по принятию решений, и делают все это открыто и обсуждая силами многих специалистов.

Есть вопросы -- задавайте.

Материалы по теме:

источник - shakko_kitsuneshakko_kitsune 
[50 ссылок 53 комментариев 5750 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter октября 20, 00:00
Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть: инструкция от Гвинет ПэлтроуВ 2013 году актриса Гвинет Пэлтро http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=969c932e-b597-4365-b51f-a7dcd8f50dc6

Twitter октября 19, 23:55
RT @djordjenspm: Дмитриј Медведев управо у скупштини. "Русија снажно подржава суверенитет и територијални интегритет Србије и резолуцију 12…

Twitter октября 19, 23:00
Америка становится «все чудесатее и чудесатее»…Особый колорит политической жизни в США придает столь ценимое соврем http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=c6ac0af5-d623-4d3c-983b-f0cabb7bca77

Twitter октября 19, 22:00
РАВНОДУШИЕ ИЛИ ТАКТИЧНОСТЬ..?Ох, как же я сегодня опростоволосилась! Пошла в дальний поход в магазин. Погоды стоя http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f4bfca23-5eca-46f2-8e0c-27067ad83c82

Twitter октября 19, 21:30
RT @mama_lilya: Рикардо, сукин ты дьявол, какие вкусные паперделли с лососем. https://twitter.com/Pohmelye2_1/status/1185329739550068737

Twitter октября 19, 21:00
В чем секрет силы русских?В 2016 году на чемпионате мира по футболу метелившие всех болельщиков англичане внезапно http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=9ed90997-b0b5-4ce3-8a24-ccf46d132e63

Twitter октября 19, 20:27
RT @russ_ego: Хабаровском крае трёх взрослых белух вынесло на отмель в устье реки Уда. Спасатель Алексей Парамонов, на протяжении пяти ча…

Twitter октября 19, 20:00
Путешествие в детствоМожно ли вернуться в детство? Можно, достаточно полистать альбом с воспоминаниями.Вот я совсем http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=af4e5670-4d19-44f5-8e36-433bc6042114

Twitter октября 19, 19:40
Говорит и показывает Бодя: Будни Маленькой СобачкиПривет, друзья! С вами снова я, Бодя![more]Знаю, вы не успели по http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=16b81a78-0621-48f7-8b63-22c4bbc2122f

Twitter октября 19, 19:00
"Турецкий поток" начался заполняться газомВеликие газовые стройки Газпрома подходят к завершению. Недавно начал зап http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=78fa0b9c-ee96-4377-bbde-b0524e90c7ac

Twitter октября 19, 18:40
Пешком через весь КиевСегодня у меня познавательно-спортивный день. А именно прогулка пешком через весь Киев(Софиев http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=cd8b2c03-da2f-4361-a568-b747df4d0e28

Twitter октября 19, 18:00
Китайский след трагедии на золотом прииске...В Красноярском крае на золотодобывающем прииске у деревни Щетинкино пр http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=6f17ef92-b480-4684-8bd6-def872321b05

Twitter октября 19, 17:40
Торт на троих Прочитала книжку, название которой можно примерно перевести как «Несовершеннолетние преступники, кото http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=fe277782-d9e8-4c41-a3e0-8e08668e725d

Twitter октября 19, 17:19
RT @TeamKhabib: @TheNotoriousMMA В Москве насильников не ждут

Twitter октября 19, 17:00
Цыгане шумною толпой...У коллеги мужа прооперировали жену, она должна была отлежаться в больнице пару дней, но выпи http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5587d19e-05c4-454f-8b1f-ec19e86002d1

Twitter октября 19, 16:59
RT @TheNotoriousMMA: @TeamKhabib Увидимся в Москве, киска

Twitter октября 19, 16:40
Театральный режиссёр Райхельгауз поможет украинским депутатам "вернуть Кубань"На сцене Иосиф Леонидович Райхельгауз http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3ab984d8-25b4-49a5-8c11-a93012a6e50e

Twitter октября 19, 16:00
Ни о чем. Просто пока разгребаю эту жизнь и напряги в оной...Создан шрифт.Да - он имитирует почерк ЭкоГреты. https: http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=ec7f4477-c516-46c6-8961-f1e797ee1126

Twitter октября 19, 15:40
Веду свой репортаж Из зарослей двора или со двора, не важно, важно то, чтоИз зарослейдвора или со двора, не важно, http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=42587085-9404-462f-953a-0ff05618354f

Twitter октября 19, 15:00
Почему только русские едят грибы из лесаГрибы издавна употребляются в пищу. Однако в Европе и Азии на кухню попадаю http://blog.t30p.ru/post.aspx?id=fec61672-2baf-4c37-a0d6-d0730f52fd42

follow me