Новые районы Петербурга — больно смотреть и жить


Сегодня в России сложилось крайне опасное заблуждение, что любая новая стройка жильё — по умолчанию хорошо. И чем дешевле, тем хорошее. В попытках догнать и перегнать федеральный план муниципалитеты отдают поля вокруг городов под массовую типовую застройку без инфраструктуры, люди радостно покупают, а после начинаются проблемы: из них невозможно выехать, нет социалки, погулять негде, начинается депрессия и так далее.

Города просто создают сами себе проблему на пустом месте, после чего начинается головная боль политиков и судорожные попытки как-то исправить первоначальные ошибки. Но почему-то почти никому не приходит в голову идея с самого начала подойти к планированию и застройке района с умом.

Например, если брать европейский опыт, то там сначала создаётся мастер-план территории с принципами и показателями на срок жизни района, разрабатывается подробное землепользование и регулирование исходя из них, тянется инфраструктура (в широком смысле, не только дороги) и лишь потом начинается стройка с заселением. 

Так получается дороже в самом начале пути, но зато не нужно ломать голову над исправлением ошибок — люди, бизнес и муниципалитет получают нормальную среду сразу. Доступность же жилья решается далеко не за счёт низкой цены за квадратный метр — есть и другие инструменты.

Новые районы Петербурга все как один доказывают принцип «строим, а потом хоть потоп». Дело далеко не только в транспорте или школах, сама среда изначально планируется с какой-то ненавистью к каждому будущему жителю. Максимальное улучшение новых домов за последние годы — вставка окон в железные двери подъездов и добавление ещё одного цвета на фасад. Я решительно отказываюсь понимать, как всего за 100 лет город с прекрасным центром, которым восхищается весь мир, сдеградировал до такого.

Планировка, улицы и заборы

Давайте сравним масштаб исторического центра с этим районом:

 

Юго-Западный район явно строится по монструозным планам прошлого века: огромные мегакварталы и широченные дороги для принятия Боингов.


От фасада до фасада здесь больше 100 м. Такую улицу тяжело перейти, ведь она размером с отдельный квартал. Но если мы говорим о застройке и планировании, то это — упущенная выгода города. Широкие дороги не спасут от пробок, но сама стройка и поддержание этого «добра» съедает огромные суммы из бюджета. Вот простое сравнение провозной способности огромного Ленинского проспекта с 8 полосами:

streetmix.net
streetmix.net


Максимальная провозная способность улицы — 42 000 человек, и то в основном за счёт тротуаров:

streetmix.net
streetmix.net


Теперь посмотрим на аналогичную по размерам улицу, но с 1 полосой и расширениями на поворот перед перекрёстком и трамваем:


Ну вы поняли: эффективнее, дешевле, компактнее, приятнее и безопаснее.

streetmix.net
streetmix.net


Всё это я показал для понимания математики транспорта и землепользования — не нужно делать мегаширокие улицы, они неэффективны в городской среде, но занимают много места. В случае Петербурга можно смело сужать улицу в два раза вообще без потери провозной способности, а если сделать акцент на общественном транспорте, то высвободится огромное количество места для общественных пространств и застройки.


Пустота и море асфальта не работают на город, но тянут бюджет вниз. Вместо этого можно было построить дома, что позволило бы снизить этажность и создать человеческий масштаб улиц и домов. С пространством нужно уметь работать, плотность определяется не этажностью, а именно умением планировать! Центр Петербурга, новые районы Амстердама, Вены, Гамбурга, Стокгольма и других городов — как раз примеры плотной застройки нормальной этажности. 

Новые строительные стандарты как раз говорят об этом: стройте плотную среду с разнообразным жильём, а не впихивайте свечки с пустырями вокруг.

Soft City: Building Density for Everyday Life Дэвида Сима
Soft City: Building Density for Everyday Life Дэвида Сима
Soft City: Building Density for Everyday Life Дэвида Сима
Soft City: Building Density for Everyday Life Дэвида Сима
Soft City: Building Density for Everyday Life Дэвида Сима
Soft City: Building Density for Everyday Life Дэвида Сима


Здесь же, несмотря на огромные просторы, даже не смогли сделать нормальные тротуары:


Буферную зону в лучшем случае используют для бесплатной парковки, под которой почти наверняка рядами идут коммуникации. Кабели и трубы имеют охранный радиус, вы никогда не сможете высадить там деревья или сделать благоустройство. Поэтому умные города роют коллекторы — они дорогие, но позволяют всё запихать в одну трубу, обслуживать их без разрытия и экономить место на улице. Про это был отдельный материал: тыц.


Но мы же в Петербурге, поэтому широченные улицы — это далеко не всё! Тут идут дальше, выставляя по 4-5 рядов заборов. Солдаты НАТО не пройдут:


Идти до машины и обтирать грязный забор — унижение буквально каждый шаг:


Каких-то 50 лет назад у нас умели высаживать кусты вдоль широких улиц, но сейчас в моде заборные заводы. К слову, почти все заборы установлены просто по воле проектировщиков, в ГОСТах нет требования пихать их везде рядами. Видимо, Петербург очень богатый город, раз так раздувает бюджет.


А вот для велосипедистов места уже не хватило:


Судя по людям, велодорожки тут гораздо нужнее заборов:


А как вам местные остановки, которые не защищают от солнца, дождя и ветра? Про схему движения, расписание и цену билета я вообще молчу — сделать несколько А4 с этой информацией слишком сложно. Зато как приятно ждать свой маршрут и дышать выхлопными газами с парковки!


Архитектура и дворы

Этот район выходит на большую воду, а Петербург славится своим морским фасадом. Точнее, славился.


Изюминка района — многоэтажка под паруса. Видимо, архитектор вдохновлялся одним известным арабским отелем, но скопировать нормально не смогли. Оригинал:


Петербург:


Но здесь не только плохо скопировали старую гостиницу из другой страны, здесь в самом дорогом месте разместили паркинг! Его получилось сделать среднеэтажным, с него открываются лучшие виды на воду — вместо него должен был быть самый дорогой и красивый дом, но это место отдали под стоянку машин!!! Паркинг получился лучше жилых домов вокруг!


Я отказывают понимать, как можно так бездарно распоряжаться землёй и отдавать такие золотые места под ГАРАЖ!


В остальном всё весьма типично: коробки.


Композиция всего района формируется трансформаторной будкой:


Двор «с выходом под колёса». Вот казалось бы, тут даже построили паркинги: убирай бесплатные парковки из дворов и улиц, чтобы люди брали места в нормальных паркингах, но увы — это так не работает. Все привыкли к халяве: кто-то должен дать каждому место прямо около подъезда и бесплатно. Удивительно, как ещё бензин не требуют бесплатно раздавать. Потом застройщики удивляются, почему дорогие паркинги стоят полупустыми.


Вообще это даже не парковка — это проезд для разгрузки и экстренных служб. С хаотичной парковкой пожарная машина уже не проедет, в том же Петербурге на прошлой неделе это хорошо доказали жители другого нового района:

[Видео]


Комфортная среда — это когда вместо 1 лавки поставил 3.


Вот мне интересно, хоть один человек задался вопросом «зачем нам тут кусок газона?» Сначала его кто-то построил, потом обнёс забором, затем нашли дворника и дали ему триммер для травы — но как он сделает жизнь людей из этого дома лучше? Или кто-то считает, что это красиво и каждый страстно желает жить с видом на эту кладбищенскую оградку? Ступеньку в подъезд на заднем плане даже обсуждать не хочется.


К слову про кладбищенские оградки — ЗАЧЕМ?!


Третье место

Есть люди, которые всё ещё живут в парадигме «дом-завод», хотя на дворе не 1940-е, а всё-таки 2020 год. Людям нужно создавать комфортное место вне работы для отдыха, общения и прогулок. 

Особенно это актуально в районах с небольшими квартирами — общественные пространства компенсируют небольшие кухни и отсутствие гостинной. Ещё это развитие местного бизнеса, более здоровый образ жизни и многое другое. Городские пространства должны конкурировать с диваном и торговым центром.

С закрытием кафе, торговых центров и других заведений у людей остались только улицы и парки, и тут мы видим... что их здесь просто нет. Благо есть побережье:


Вода успокаивает, главное — не оборачиваться назад.


Что город сделал для того, чтобы жителям было тут комфортно? А вот:


Жители своими силами принесли брёвна, уже что-то. Местами это даже выглядит уютно и мило:


Вот только пыль и ямы не очень сочетаются с комфортом:


Благо кто-то притащил доски со стройки — можно проехать с коляской:


Сейчас тут естественная среда, её часто пытаются сохранить или повторить при благоустройстве. 


Но проблема в том, что при таких потоках людей природа не успевает восстанавливаться — скоро тут не останется растительности, но будет ещё больше пыли и грязи.


Хотя, зная Петербург, при благоустройстве тут легко могут построить дорогу или просто оградить воду ещё одним периметром заборов.


Порочный круг

Ни один развитый город мира не строит такие новые районы. У этой проблемы много подпроблем: устаревшие морально нормы и градостроительные представления о городе, понятная и простая экономика для застройщиков, сложившийся рынок и недальновидность самих жителей, которые берут здесь квартиру.


Нужно менять подходы. Чем скорее это случится, тем меньше проблем будет у Петербурга в будущем. Вот только чиновникам и политикам это не особо нужно — зачем делать лишнюю работу? С бизнесом тоже всё непросто — зачем ломать привычную работу, если и так покупают? 


Основная надежда на самих людей, которые должны смотреть перед покупкой дальше своего носа — свои кровные рубли нужно уметь вкладывать с умом, а не просто туда, где дешевле и ближе до метро. Как только плохие девелоперы заметят падение спроса у себя и рост продаж у конкурента с нормальными домами, сразу закрутится маятник изменений в лучшую сторону. Тут можно вспомнить Москву, где всего за 10 лет дворы без машин стали нормой даже в эконом жилье, а благоустройство стало на несколько голов выше.




источник - gre4arkgre4ark 
[29 ссылок 50 комментариев 5450 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Облако блогеров

Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter августа 11, 22:01
Объективно Белоруссия пойдёт по пути Украины https://ift.tt/2DIvZ5M

Twitter августа 11, 22:01
Первую в мире вакцину от коронавируса испытала на себе дочь Путина https://ift.tt/3ixhQqW

Twitter августа 11, 22:00
Много ходов очка В связи с борделем, устроенным А.Г.Лукашенко в своей стране, как-то забылись минские похождения ва https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=60b6cefd-e6d4-4e2d-8c6b-19df2ea0c23e

Twitter августа 11, 21:00
Про машины Все говорят, что машины дешевле в США, чем в России, "хотя зарплаты отличаются в пять раз", но что интер https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7e248321-2ebe-4fa1-8618-72c749d152c1

Twitter августа 11, 20:01
[3$] Хабаровск: марш боярышника и алиэкспресса https://ift.tt/2XPeibs

Twitter августа 11, 20:01
Обязательная регистрация собак[more]В Госдуме идет работа над законопроектом об обязательной регистрации собак.Авто https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=2ab23a71-95ee-4b7e-9bf0-9ab2683817ea

Twitter августа 11, 19:41
Неопознанные Полагаю вам известно, что мы с Бодей не только великолепные кулинары, но также и знатные ботаники.[mor https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=99ed7f32-8d9b-4d31-a267-425b2e471fef

Twitter августа 11, 19:20
Отличная фантастическая идея для мелодрамы: "La dernière vie de Simon" - последняя жизнь СимонаУжасно ванильный пер https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=ad89a44b-2eb1-45d6-98af-f7b1739cf8ac

Twitter августа 11, 19:01
[2$] Они белорусы Друзья!Многие из нас с замиранием сердца следят за отчаянной https://ift.tt/3kwWNqa

Twitter августа 11, 18:40
Про белое пальто Вот хочется быть милой, доброй, терпеливой. Нести людям добро и сглаживать конфликты. И даже есть https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=05a50c8d-b5a9-409a-9905-03b4b1694d8b

Twitter августа 11, 18:20
Сорокаградусное Мне в этом журнале одно время втирали, что в Европе климат куда благоприятнее российского. Мол, жар https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3db9bb9d-3622-4fcb-96f0-6a2189bd91ea

Twitter августа 11, 18:01
[1$] Что замужним девушкам надо в Тиндере https://ift.tt/2XLnZrx

Twitter августа 11, 18:00
Немного об этом дневнике.Меня зовут Наталья. Дневник появился в 2011 году и с тех пор претерпел много трансформаций https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5ce2bdf8-4875-4561-9feb-0eefd686a92b

Twitter августа 11, 17:20
Однажды в Жостово 38 октября неделю назад побывал в качестве фотокора38 октября неделю назад побывал в качестве фо https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f45987d0-342e-49e9-ad55-ce7224bc75a7

Twitter августа 11, 17:18
@azaiiya Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 1177 ретвитами и 5 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/azaiiya/status/1293150247909236740

Twitter августа 11, 17:18
RT @azaiiya: я знаю и очень переживаю за то, что сейчас происходит в Беларуси. Но и забывать про то, что происходит на собственных улицах,…

Twitter августа 11, 15:01
Что скрывает ложь? Всё, мы догнали и перегнали Америку, и теперь и у нас есть а https://ift.tt/33PAvda

Twitter августа 11, 15:00
Россия проигрывает гонку по созданию вакцины от Covid-19?Вокруг будущей вакцины от коронавируса сейчас очень много https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5feaf822-a177-43c9-93bb-26bedee3e6d6

Twitter августа 11, 14:40
Про Белоруссию. После выборовПредупреждение: детям до 30 лет, особам с нежной психикой, ранимым белорусским патриот https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=31c346c2-8262-465c-843b-19e60163075f

Twitter августа 11, 14:20
Отхожу... Удивительно, как такая маленькая хренотень может доставлять такие неудобства и провоцировать такую боль.К https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=622002a6-dd14-4c24-bf43-132d70c6af64

follow me