Почему фантасты так любят феодализм?

Уважаемый Артем Кирпиченок сходил на фильм «Дюна» - и задался после этого интересным вопросом: почему же западные фантасты так любят феодализм? Точнее сказать, его заинтересовало не только это, однако именно указанная особенность, ИМХО, кажется наиболее интересной данном случае. (Гораздо интереснее обсуждения указанного фильма вообще.)

Поскольку – при внимательном рассмотрении – действительно, выглядит странным, что люди, выросшие и работающие пускай в буржуазных, но все же демократических странах, выбирают в качестве «идеала» для своего космического будущего очевидную архаику. Ну да: все эти «галактические империи», короли и герцоги, принцессы и рыцари (джедаи), разного рода квазирелигиозные системы – вроде того же Бене Гессерит в «Дюне» - ну и т.д. и т.п. кочуют из одного сеттинга в другой. И даже тогда, когда там появляются какие-нибудь торговые или промышленные  предприятия, то они строятся по однозначно средневековым «канонам» - вроде гильдий. (Ну и конечно, в подобном мире активно действуют «представители средневековой тени» - вроде пиратов или контрабандистов.)

Подобная особенность западных «космоопер» давно уже стала настолько привычной, что мало кто задумывается о том, почему это так происходит? Ну, в самом деле, император – так император, принцесса – так принцесса, пират – так пират, «торговая федерация» - так торговая федерация, почему бы нет? Тем более, что существует довольно простое объяснение данного явления, состоящее в том, что «более поздние» космооперы банально «заимствуют сюжеты» у более ранних. Так, знаменитый сеттинг «Звездных войн» Лукас, в значительной мере, основывал на той же хербертовской «Дюне». (Херберт, кажется, даже пытался судиться по данному поводу – но безрезультатно, т.к. «основывание на» не является плагиатом в привычном представлении.) А, скажем, так нежно любимый постсоветскими программистами «Вархаммер 40000» изначально являлся прямой пародией (!) на сами StarWars.

В свою очередь, одной из основ всех космоопер вообще выступают «Звездные короли» Эдмонда Гамильтона, которые, фактически, сформировали базис данного жанра – начиная с наличия «великих домов», и заканчивая бесчисленными армадами космических кораблей, гоняющихся друг за другом. Впрочем, можно пойти еще дальше – и проследить зарождение «космооперы» на основе докосмических приключенческих романов конца XIX – начала XX столетия. Которые рисовали некие «неведомые страны» - разумеется, с монархической формой правления – где и «приключались» главные герои. (Впрочем, в указанный период это было естественным, поскольку и в реальности монархии доминировали.)

Все это понятно. Однако – как не удивительно – подобное объяснение на самом деле ничего не объясняет. В том смысле, что оно не показывает: почему же указанная «космическая фантастика» упорно хватается за уже созданные схемы, не желая создавать чего-то свое. И просто использует уже разработанные образы – причем, как уже было сказано, идущие с еще «докосмической» эры. Впрочем, последний момент в действительности и является ключом к описанному явлению. В том смысле, что концепции «феодальных империй», как таковых – имеется в виду, империй «обычных» - действительно очень хорошо разработаны. Настолько хорошо, что обычный человек даже самого наибуржуазного общества воспринимает их много лучше, нежели все «демократические» конструкции.

Можно сказать даже более того: именно феодальные – а точнее, аристократические – сеттинги выступают для человеческой культуры базовыми. По той простой причине, что именно в аристократических системах эта самая культура и зародилась, сформировалась и пережила самый плодотворный свой период. Ну да: базис «культурного восприятия» даже образованного человека формируется именно на основании произведений, созданных в «аристократическое время» - начиная с греко-римской мифологии и заканчивая великой литературой XIX столетия. (Наверное, не надо говорить о том, что те же Бальзак или Толстой писали исключительно про аристократов и для аристократов – даже если и в свои произведения разного рода «буржуазные элементы».)

Поэтому даже самые маленькие дети прекрасно знают, кто такой король или принцесса – а вот о роли того же премьер-министра или иных представителей буржуазно-демократической власти имеют крайне размытые представления. Ну, а писатели, в  свою очередь – а в особенности авторы «коммерческих» произведений, к которым и относится космоопера – подобную особенность просто обязаны использовать. (В смысле – вводить в действие герцогов и рыцарей вместо того, чтобы вести долгие объяснения на тему «для чего нужны омбудсмены» и «как работает представительская демократия.) Тем более, что механизмы функционирования буржуазно-демократического общества и для самих писателей часто выступают загадкой. (На самом деле они много для кого выступают загадкой.)

То есть, проще сказать, фантасты – создавая свои «космические империи» - просто-напросто идут по пути наименьшего сопротивления. Используя не просто хорошо разработанные сюжеты – скажем, взятые у того же Шекспира – а сам «культурный базис» человечества, имеющий аристократическую основу. При этом оказывается возможным избегать возникновения проблемы «противоречивости мира», поскольку указанный базис – те самые «архетипы» - изначально воспринимается потребителями в «своей целостности», без попыток его анализа. В то время, как формирование некоей новой реальности подобной возможности не дает: тут придется поработать над согласованием всех подсистем создаваемого сеттинга.

Кстати, прекрасный пример этой особенности – первые «Звездные войны». Те, которые «Новая надежда». В коей Лукас нагородил столько всего, что до сих пор сеттинг так и не удалось «выровнять» - в смысле, разрешить все представленные там противоречия, несмотря на то, что данной задаче были посвящены все остальные фильмы. Однако при этом картина прошла «на ура», породив целую субкультуру – потому, что, как уже было сказано, обращалась напрямую к культурным архетипам. Поэтому смешно было бы требовать, чтобы авторы отбросили такой прекрасно работающий механизм – и попытались бы представить себе космос, лишенный «великих домов», борющихся друг с другом. (Как это тысячелетиями делали земные аристократы – попутно уконтропупивая миллионы обычных людей.)

Именно поэтому «космические  империи» кочуют из произведения в произведение – так же, как, например, кочуют империи и королевства «обычные» в пресловутом фэнтази. И все – от авторов до зрителей – оказываются довольными. Ну, или недовольными – как в случае с последними «Звездными войнами» - которые являются настолько «обычными», что вызывают только скуку. Но сути это не меняет. Поскольку, в любом случае, вторичность подобных культурных произведений остается главной их чертой. Впрочем, это касается не только фантастики…

P.S. Фильм «Дюна» не смотрел, поэтому ничего по его сути сказать не могу.

P.P.S. А вообще положение, состоящее в том, что буржуазное общество до сих пор пользуется аристократической культурой, крайне интересно в социодинамическом смысле. Поскольку показывает вторичность и приходящесть буржуазных идей. Но это, понятное дело, требует уже отдельного поста…



источник - anlazzanlazz 
[2 ссылок 60 комментариев 4350 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter января 21, 19:00
[1$] Рефлексы Как бы не пыжился в распальцовке венец природы, он, так или https://ift.tt/3An9RH1

Twitter января 21, 19:00
Вернуться в пещеру В детские годы, помимо островов, у меня был и другой объект https://ift.tt/3ApapfE

Twitter января 21, 18:40
Приходил кот Вчера я испытала эмоциональный шок. Сижу в комнате, вышивку вышиваю под аудио. Саша кричит из кухни: Т https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=e44ed573-e394-432f-98ae-df14ccbe756c

Twitter января 21, 18:30
RT @kattyfun1: Виявляється у нас в парламенті питаннями інтеграції України до ЄС займається особа, яка знаходиться під санкціями США за роб…

Twitter января 21, 18:20
про конфликты и отношения - продолжениеПервую часть можно найти здесь — https://ru-psiholog.livejournal.com/9243748 https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3ca31793-303c-48f1-ade8-551a653e33a4

Twitter января 21, 18:00
Признание... Вячеслав Володин заявил, что фракции в Госдуме на следующей неделе будут обсуждать признание ДНР и ЛНР https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7a7cb522-466b-4020-bb0e-67782cdc873b

Twitter января 21, 17:40
Про маникюр Убежден, что маникюр (и педикюр) это чисто глупость и развод теть на бабло.Потому что на вопрос на хуя https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=d2b8f2e3-b1b0-43f0-ab02-7aea5e9d2cb5

Twitter января 21, 17:20
Охота за цветом "Жёлтый, Красный, Голубой, Hе угнаться За тобой!" Задача"Жёлтый,Красный,Голубой,Hе угнатьсяЗа тобо https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3c7c37da-aff0-400c-88b5-b84f72da7d7a

Twitter января 21, 17:00
Переход угрожаемого периода в фазу горячей войны России и НАТОПереход от угрожаемого периода к горячей фазе войны м https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f37cf05f-80bd-4671-80e4-11e4923abd99

Twitter января 21, 16:40
Логика империи Всего два утверждения. 1. Введение (США) санкций противссийских банков, которые в случае начала но https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=271668a9-0811-48d7-9ad0-603d43176efa

Twitter января 21, 16:20
Мощность извержения вулкана Хунга составила десять мегатоннИсследователи из NASA оценили мощность извержения вулкан https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=06d6a6fe-74ec-451b-a7e2-73c538c2f183

Twitter января 21, 16:07
RT @Makarov_51: Вот... ремонт в колидоре доделол... https://twitter.com/Makarov_51/status/1484356159045734407/photo/1

Twitter января 21, 16:00
Упаковка отечественных компьютеров вызывает уважение. Сразу видно, сделано в России.[more]Выдерживает небольшой ато https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=92861aed-dee7-4e83-8057-2b45d837f822

Twitter января 21, 15:46
RT @ArmedForcesUkr: Якщо російські окупанти наважаться на вторгнення, на них чекатимемо ми, за кожним деревом, будинком! Слава Нації!🇺🇦🇺🇦🇺🇦…

Twitter января 21, 15:46
@ArmedForcesUkr Поздравляю, в топе твиттера с 303 ретвитами и 2 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/ArmedForcesUkr/status/1484255021743194115

Twitter января 21, 15:40
ВКС России получили два серийных истребителя Су-57Как сообщил в своем докладе на состоявшемся 20 января 2022 года в https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3496b96a-75b9-410b-b89f-dd4b1af76adf

Twitter января 21, 15:26
@PLuWex Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 281 ретвитами и 2 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/PLuWex/status/1484186555275255809

Twitter января 21, 15:26
RT @PLuWex: Свой бессмертный подвиг он совершил 21 января 1987-го в Афганистане. После катапультирования с подбитого штурмовика, раненый со…

Twitter января 21, 15:20
Кто и где именно избил Красу России 2021?Насмешливое презрение вызывает страна, в которой можно безнаказанно избить https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7b7af621-b13a-4c24-9f11-0e268e63bdc7

Twitter января 21, 15:05
@igorlachen Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 386 ретвитами и 2 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/igorlachen/status/1484213293044711424

follow me