Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — плохая

Главная причина, по которой поделки современных статуемейкеров, массо расставляемые по всей Руси,  выглядят убого,  особенно рядом с произведениями классиков советской скульптуры.


(Несколько лет назад подробно останавливалась на этом вопросе в большом тексте "Как устроены нормальные памятники", но не грех повторить другими словами).
Итак, почему все эти современные статуи — в подметки не годятся советским шедеврам?

Постараюсь ответить очень кратко, буквально одним словом.



Примеры современной российской скульптуры, если кто не в курсе
Что это за "одно слово"?

Оно всплыло у меня в памяти, когда я гуляла по только что открывшейся в Новой Третьяковке выставке великого советского скульптора Иван Шадра (1887-1941), которая идет до 19 марта 2023.
Посмотрите мою фотосъемку с выставки и попытайтесь осознать, уловить, что именно за нечто тут присутствует — "нечто", чего нету на фотографиях современного выше.



А теперь снова на современное:


Итак, очевидно, что это отсутствующее "нечто"
— это

ДВИЖЕНИЕ.

Если точнее, скованное движение, мускульное напряжение.
Порыв!

Статуи Шадра, а также других великих советских авторов (Мухиной, Вучетича и проч.) всегда выглядят так, как будто еще секунда, и они пошевелятся.

Как будто внутри них заключен мятежный дух, который изо всех сил пытается вырваться наружу.
Эти старые статуи будто дышат.
Они обрушиваются на нас своей мощью, своей энергией, так бьется внутри них этот заточенный дух.


Новые статуи, наоборот, как будто изготовил дешевый мастер по спецэффектам в кино, которому дали задание соорудить такой спецэффект о том, как человека превратили в ледышку. И он по-ремесленному отлил форму с актера, в резине, сохранив сходство черт лица, но полностью пренебрегая наполнением энергией. Это бездушные 3D-модели, пластиковые распечатки, пусть и штампуют их в бронзе.

Если продолжить сравнение с заколдованными, то духи, заточенные в этих статуях — совершенно не пытаются пошевелиться, вырваться.
Они даже глазенками лупать не могут, даже на это у них сил нет.








Итак, достаточно просто -- "движение". Но почему оно ныне пропало? Что такого, связанного с ним, знал Шадр и другие старые советские скульпторы (многие из которых до революции учились в Париже, в частности, у Родена), и что забыли современные авторы?

Они забыли секрет, который открыли еще древние греки.
Греки были великие эстеты, и они открыли, что величайшее эстетическое наслаждение приносит не дотошное натуроподобие, а творческий парадокс.
Хорошую статую следует изваять из максимально тяжелого материала, но при этом в итоге она должна  оказаться максимально легкой, невесомой, изображать неуловимое движение, дуновение ветерка, дыхание человека, невесомые фактуры.

Это называется "победа над материалом".

Именно эта победа души (мастерства скульптора) над тяжестью земного сырья (предопределенностью, неотвратимостью судьбы) и приносит нам наслаждение от созерцания статуи.

Antonio Corradini - Dama Velata (Puritas). 1722
Частью этого челленджа для хороших скульпторов является постановка громоздкой конструкции на одну-единственную точку опоры.

Чайков. Футболисты. 1938.
Именно поэтому современный Ржевский мемориал все-таки производит сильное впечатление: он побеждает законы притяжения и этим уязвляет душу и взгляд.


Некоторые современные скульпторы, впрочем, не забывают, что своим человеческим манекенам можно придавать разные позы, и что шаг — это поза достаточно выигрышная, естественная.


Однако, поскольку техника совсем потеряна, они совершенно забыли секрет волшебства: как заставить статую дышать.
Вернее, считают, что это совершенно не нужно, и что гораздо важнее сходство лица и одежды.

А зря.

Хорошая статуя должна дышать.
Хорошая статуя наполнена мускульным напряжением, она вся в тонусе.
Она имеет скорость, она должна рваться вперед, как будто гоночный автомобиль, а ты лишь притронулся к педали.
Она часто может пугать своим падением.


(Кстати, для абстрактных статуй, т.е. без людей, это тоже справедливо).


Движение, дыхание, скорость.
Вот что умели и любили изображать старые скульпторы, и разучились изображать новые.

Именно поэтому старые советские статуи — живые,
а современные новодельные — все сплошь мертвые.


В хорошей скульптуре неподвижность — это атрибут, достойный лишь надгробий.



источник - shakko.rushakko.ru 
[14 ссылок 213 комментариев 5800 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



 
 

Твиттер @t30p

Twitter января 26, 22:13
@MinColonna Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 330 ретвитами и 1 ответами на 2е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/MinColonna/status/1618646241679904768

Twitter января 26, 22:13
RT @MinColonna: Thanks to a Russian missile, I experienced my 1st diplomatic bilateral meeting in a shelter. Coffee was warm, merci ! Дякую…

Twitter января 26, 20:09
RT @thanatos_ka: людям, які кажуть, що в Європі чисто, а в Україні засрано, рекомендую нарешті з'їздити в Європу і охуїти

Twitter января 26, 19:49
RT @SerhiiNuzhnenko: Ми отримаємо ракети,танки,бойову авіацію, і багато що ще.Але є один ресурс, з яким нам союзники допомагати не будуть н…

Twitter января 26, 19:48
RT @kovaleeeva: Це фото існує вже дві години і ви мовчите?! https://twitter.com/kovaleeeva/status/1618577562707578885/photo/1

Twitter января 26, 19:48
@elbegdorj Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 184 ретвитами и 3 ответами на 4е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/elbegdorj/status/1618563514238631936

Twitter января 26, 19:48
RT @elbegdorj: Юу болоод байнаа. "Сошиал орчинд хүний эрхийг гавлах" хууль. -Ард түмэн баталчих, тэгээд баялагаа ав гэх ҮХ-ийн төсөл. Тэнэг…

Twitter января 26, 19:47
RT @mironov_fm: Навальный - мой президент 2024.

Twitter января 26, 19:26
RT @turkmendagz: Гиркин вспоминает как Россия брала Берлин и Париж, но не вспоминает что Москву брали ханы Батый, Тохтамыш, Гирей, поляки,…

Twitter января 26, 19:20
Русские девичьи имена, неприличные для иностранцаДля представителей других национальностей некоторые наши имена мог https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=97fc2686-5257-46b0-8ce9-5fc35cabe8e6

Twitter января 26, 19:00
Жена не вовремя вернуласьЛето. В Москве жара Звонок в дверь. Открываю - . ! Не вовремя вернулась жена.То, что она п https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=be052242-d61f-47d8-b5ce-acd647bc9c69

Twitter января 26, 18:20
От Макаревича до Слепакова.Восемь-девять лет назад многие кляли Макаревича и Шевчука (первого особенно. Нет, говори https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=60ebb198-bb31-4e3f-ba03-e99f26e275a5

Twitter января 26, 18:01
Не могу молчать! Его сиятельство выдал возмутительный по наивности пост. Партии у него там какие-то с каким-то Илье https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=5bad9521-4ba8-49fb-b646-db33e9266012

Twitter января 26, 17:40
Когда женщины говорят "размер имеет значение"...Давеча стал свидетелем разговоров в разновозрастной (16-45) женской https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=1487dd05-2f9c-4c34-9e12-754cdf5303c2

Twitter января 26, 17:25
RT @USEmbRu: Города Украины до и после атак российской армии. https://twitter.com/USEmbRu/status/1618322883540836354/video/1

Twitter января 26, 17:00
Насики Удивительное, конечно, это явление - насикомонизм в сети. Не в первый раз сталкиваюсь, много читаю и удивляю https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a2e75925-cc92-43b8-9f1d-6ddc30793b79

Twitter января 26, 14:15
Герои дня Микола Тищенко - 22 Владимир Владимир - 20 Маттиас Варниг - 18 Патриарх Кирилл - 18 Депутат Госдума - 14

Twitter января 26, 14:00
О драках насмерть из-за фантикаВ разговорах об Украине, об СВО иногда заходит речь.Нет. Прежде чем сказать, о чём р https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=fe0ae240-c7b2-4581-a37c-5a5525e74f80

Twitter января 26, 13:20
как бы он есть... Из личных наблюдений. Все больше в Финляндии появляетсяеженцев с Украины и все, кто с ними имеет https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=446da138-4fe3-4df1-87a5-698a48cbe8ae

Twitter января 26, 13:00
Танки и .. танки Не то чтобы танков у Украины не осталось: что-то там еще катается. Но этого едва хватает для скудн https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=eb188099-2211-4f6a-89f0-e6a3638dcb36

follow me