Поколение идиотов и дистанционное обучение

Вообще ощущение тотального оглупления у меня не только от России, хотя в современной России глупость просто-таки колосится, жнется и в снопы сама собой вяжется. У меня есть некоторые соображения по этому поводу. Ну, например, зав. кафедрой эволюционной биологии МГУ Александр Марков как-то вскользь заметил, что есть основания полагать, что эволюция сапиенса ведет к снижению его IQ. Или, например, можно порассуждать о побочных эффектах сетевой демократии. Как в политической демократии голос дурака имеет равную силу с голосом гения (к России, впрочем, это не относится за отсутствием демократии), так и в сетях - дурак имеет равные права с умницей на публикацию. Это явление, кстати, не вполне еще осознано: иерархическая система информационного предмодерирования рухнула совсем недавно. То есть совсем недавно сплетня получили равные права с сознательным и ответственным производством общественного либо профессионального знания.

Но я пока локализую проблему до реакции на принудительное введение "дистанционки" в условиях пандемии. Колонка была опубликована в "Деловом Петербурге", ниже перепощиваю.

ИДИОТЫ И ДИСТАНЦИЯ

Когда весной я написал, что пандемия пришла всерьез и надолго, надо мной смеялись. Свиной грипп, птичий грипп, – сколько раз мир пугали? Но хотя с пандемией я, увы, попал в точку, масштаба отрицания произошедшего не предполагал. Я никак не мог вообразить, например, разнообразия аргументов против локдауна. Вот – только что прочел очередное сообщение, автор которого с напором и жаром утверждает, что студентам и школьникам никак нельзя переходить на дистанционное обучение. Только очно! Потому что дистанционка – прямая «дорога к отупению». Потому что ни глаз, ни ухо для дистанционной учебы «не созданы». Потому что вирус «пройдет сам собой, но успеет вырасти поколение идиотов».
И я вспомнил, откуда мне известна – до деталей – эта логика.

До недавнего времени я преподавал (очно) в нескольких университетах, выступал с лекциями, и нередко, рекомендуя литературу по теме, добавлял, что доступна лишь электронная копия. Ну, типичная ситуация: тираж распродан (это относится и к моим книгам), и ридер – единственное спасение, потому что он не знает понятия «тираж». В других случае таким же спасением является аудиокнига, которая не знает, что такое «времени нет»: я тьму книг отслушал за рулем или на беговой дорожке.

И почти всегда находился человек, заявлявший, что не может электронные книжки читать (или аудиокниги – слушать): не воспринимает информацию. Пока шло время первых ридеров и mp3-плееров, я лишь махал рукой. Я помнил еще старых журналистов, бурчавших, что компьютеры убивают творчество. Но время шло, а возражения повторялись: нередко от людей, не выглядящих идиотами. Снова и снова: они НЕ могут читать электронные книги. Они НЕ могут воспринимать книги со слуха (хотя, интересно, как же они восприняли со слуха мой призыв книги слушать?) А я – враг цивилизации, ибо гублю классическую культуру книги, которая немыслима без шуршания бумаги и круга света от торшера.

Мне это говорили много раз яростно и абсолютно всерьез.

И я отшучивался, хотя должен был возразить так же яростно: извините, но вы – Митрофанушки. Вы – интеллектуальные недоросли,потому что вся история цивилизации есть история создания новых способов информационного обмена. При Иоанне Гуттенберге вы бы кричали, что машинная печать убивает нежный след гусиного пера. При Сэмюэле Морзе – что точки и тире убивают эпистолярный жанр. А сейчас для вас электронные тексты губят книгоиздательство, социальные сети губят общение, а преподавание по Zoom’у убивает образование. Но на самом деле вы трусите попробовать новое и признать очевидное: то, что каждая новая техника информационного обмена эффективно решает старые проблемы. Хотя и создает новые, - что и обеспечивает прогрессу непрерывность.

Ридер позволяет не таскать с собой килограммы бумаги, но он, увы, лишен 3D-памяти: я не могу, листая, восстановить структуру книги и отыскать нужный фрагмент по принципу «в правом верхнем углу ближе к концу». Компьютер ускоряет работу, но сажает зрение и портит почерк. Дистанционное обучение не создает социальных контактов, - но эффективно использует время и ликвидирует расстояния.

Я знаю, о чем говорю, поскольку сам относился скептично к возможностям «дистанционки» в изучении, например, языков. Только очно, только в небольшой группе! Я именно так учил немецкий: язык, по сложности сопоставимый с русским. Но поскольку моя жизнь состояла наполовину из поездок, я то пропускал занятия, то откладывал и переносил целые курсы. Дело продвигалось, но со скрипом. Пока из-за пандемии Volkshochschule, дико популярная в Германии структура образования взрослых, не отменила очные занятия вообще. И тут, перейдя «на удаленку», я с удивлением обнаружил заметный прогресс. Я перестал пропускать! В конце каждого урока у меня появлялся электронный конспект! Кроме того, к моим услугам оказался выбор из десятков курсов, преподаватели которых могли находиться в разных городах, - точно также, как мои одногруппники могли находиться на разных континентах.

Нужно просто принять эту новую фантастическую возможность, и перестать искать оправдания страхам и лени.

Несомненная польза от беды.

источник - dimagubindimagubin 
[6 ссылок 165 комментариев 5050 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий


Топы по Месяцам

Твиттер @t30p