Построение диалогов (начало)

Давайте начнем тему о правильном построении диалога.

Но сначала немного разберемся с тем, что такое речь.

Согласно словарям речь - вид коммуникативной деятельности, возникший в коллективе как средство координации совместной деятельности.

Ради эффективной совместной деятельности, для ее координации в эволюции возникла речь.

Диалог - это один из способов сделать координацию лучше, благодаря обратной связи.

Ошибочно считается, что есть две основные функции речи: побудительная и констатирующая.

Побудительная речь - это предложение, приказ, совет, просьба, запрещение, разрешение.

Констатирующая речь - это информация о фактах.

Однако констатирующая речь - это та же самая побудительная речь, в которой побудительный мотив скрыт.

Любая информация, которую человек доносит до другого, имеет побудительный мотив.
В чистом виде констатирующей речи не существует, поскольку речь - это способ координации, то есть управления другим человеком.

Вот это нужно очень хорошо понять и запомнить.

Каждый раз, когда вы обращаетесь к человеку с речью, вы побуждаете его сделать что-то.

Действие, к которому вы побуждаете человека своей речью, не обязательно физическое. Иногда вы хотите, чтобы он поменял отношение к чему-то, что-то понял или что-то рассказал. Но все это - побуждения к действиям. Без побуждения к действиям нет речи.

Именно поэтому главная единица речи называется "предложение".

Семиотика, то есть наука о языках, имеет три раздела: семантика, синтаксис и прагматика.

Семантика занимается изучением смыслов слов. Синтаксис занимается построением предложений и связанных текстов. Прагматика изучает правила использования речи людьми.

Прагматика - это то, с чем мы будем иметь дело, изучая диалоги.

Этот термин ввел Чарльз Моррис, один из основателей семиотики, науки о языках. Он писал, что
"специалисты по естественным наукам, представители эмпирического знания погружены в семантические отношения слов; лингвисты, математики, логики – в структурные, синтаксические отношения; психологи, психопатологи, физиологи – в прагматические".

Из всех трех разделов семиотики прагматика считается наиболее туманной и хуже всего изученной.

Георг Клаус в своей книге "Сила слова. Гносеологический и прагматический анализ языка"
выделил выделяются четыре функции речи: а) информировать о чем-то, побуждающем к действию; б) производить положительные или отрицательные оценки, воздействующие на поступки информируемого; в) прямо побуждать на действие или воздержание, г) обобщать, систематизировать и организовывать ответное действие информируемого.

Как вы можете видите никакого "просто информирую" или "просто высказываю свое мнение" в речи не может быть.

Вы должны хорошо рефлексировать побуждающий мотив всего, что вы говорите.

О чем вы просите? К чему склоняете? На что намекаете? К чему призываете? От чего отговариваете?

Вы должны осознавать свой мотив, а если вам кажется, что побуждающего мотива у вашей речи нет, значит вы не можете отрефлексировать свой мотив и отфильтровать то, который вываливается из вашего решета.

Обратите внимание, даже в случае потока сознания ваша речь все равно имеет побудительный мотив, просто хаотичный, противоречивый, сумбурный.

Поэтому людям так тяжело вас слушать и они стремятся отгородиться от вас.

С точки зрения прагматики любое высказывание имеет содержание и оформление.

Содержание высказывания зависит от того, что вы хотите сказать, то есть как вы видите границы желаемого.

Оформление высказывания зависит от того, как вы решаете подать другим свое желание, то есть как вы видите границы возможного.

Вот решето - это поток рефлексии вслух, то есть поток неоформленных желаний, которые вы выливаете на окружающих. Вы побуждаете их самим разобраться в том, чего вы хотите и помочь вам и в рефлексии, и в реализации ваших неоформленных желаний.

Это стадия, когда ребенок только учится владеть сознанием и речью. Но многие взрослые остаются на этой стадии до конца своих дней, потому что не формируют нормальные границы.

Нормальные границы позволяют отделить себя как субъекта от других субъектов и обращаться к ним с конкретными побуждениями, сформулированными в границах.

Формулировать свои побуждения в границах - это значит хорошо видеть и осознавать, на какое побуждение вы имеете право, а на какое нет.

Например, имеете ли вы право приказывать, зависит от того, начальник ли вы.

Если нет, побуждения в форме приказа вы не имеете права озвучивать.

Вы должны найти другую формулировку или вовсе отказаться от такого побуждения.

Надо помнить, что далеко не всякое содержание можно запихнуть в корректную форму.

Содержание и форма связаны и, меняя форму, вы меняете и содержание тоже, и наоборот.

Посмотрите, друзья.

Если вы правильно выделили и осознали побудительный мотив то, что решили сказать, вам будет легче увидеть, какая формулировка лучше впишется в границы, то есть в круг ваших возможностей и прав в отношениях с человеком, одновременно выражая ваши желания.

Историк и социолог, создавший суггестивную теорию происхождения речи, Б. Ф. Поршнев так писал про побуждающую функцию речи:

"Всякая речь в конечном счете к чему-то побуждает, и если источник речи вызывает настороженность, мы отклоняем идущее побуждение или, по крайней мере, подвергаем это побуждение проверке, тем более критичной, чем сильнее настороженность."
Настороженность и следующее за ней недоверие Поршнев называл столкновением двух суггестий.

Суггестия - это внушение, влияние.

Ради суггестии в том или ином виде возникла речь. Один человек, обычно главный по иерархии, побуждал другого что-то делать, так возникли примитивные формы речи, состоящие, в основном, из простых команд: туда (иди), сюда, нет (нельзя), да (можно, давай) и так далее.

В том случае, если с побуждением в виде команды обращается тот, кто не имеет права командовать, он получает в ответ сопротивление и отказ.

Вот почему так важна правильная формулировка.

Если вы не имеете право приказывать, это не значит, что вы не имеете права предлагать.

Сформулируйте ваше побуждение как предложение и оно не встретит сопротивления.

Если же положение ваше таково, что предлагать вы тоже не имеете права, например находитесь по компетенции или статусу намного ниже, вы все еще имеете право сформулировать ваше побуждение в виде просьбы.

Не всякая просьба встречает согласие, но по крайней мере она не встречает такого сопротивления, как приказ или требование, на которые вы не имеете права.

Обратите внимание, как полезно в этом случае отрефлексировать, ЧТО вы хотите получить (к какому действию побудить) и правильно оценить ОТ КОГО (статус человека по отношению к вам, который напрямую зависит от его заинтересованности в общем с вами деле).

Если все это упростить, можно сказать следующее.

Когда вы обращаетесь к человеку с чем-то, имеет значение, насколько это что-то важней вам, чем ему, или наоборот.

Если вам это намного важней, чем ему, значит вы побуждаете его вложить энергии больше, чем он получит. Ваш статус в этой ситуации - снизу.

В этом случае вы не можете просто распоряжаться, вы даже предлагать это можете с большой оговоркой, возможно корректно будет попросить.

Если вы побуждаете человека к тому, что важней ему, вы можете обойтись без просьбы и даже с распоряжением. Однако, если ему действительно важно это, у вас будет его запрос в той или иной форме, иначе придется вам сначала этот запрос получить.

До этого места примерно понятно все?

Давайте потренируемся.

Берите или моделируйте любой диалог, можно самый простой и примитивный.

И описывайте побудительные мотивы каждой фразы.

Обратите внимание, каждая фраза в диалоге имеет тот или иной побудительный мотив, даже если на первый взгляд кажется, что его нет.

Попробуем?


источник - evo_lutioevo_lutio 
[5 ссылок 74 комментариев 5950 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter января 29, 10:00
[9$] Можно ли преодолеть мизантропию? https://bit.ly/3u8rCIS

Twitter января 29, 10:00
Советские и постсоветские временаПрошло не так много времени, и мы уже плохо понимаем, какой была жизнь в далекие с https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=9afa79c6-1819-4d2b-9b9a-105db3f5720a

Twitter января 29, 09:00
Кто придумал смешные брюки галифе[more]В опросах на самые несуразные модные тенденции в победителях почти всегда га https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=58a1f731-82c3-4571-b7c0-342041df00ab

Twitter января 29, 08:40
Предположительно контактный ребенок и платные занятияВсем привет! Утро началось с 37,5 у дочери. Делать тест, навер https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7ee3422a-6125-4181-b275-08bb3280b538

Twitter января 29, 08:24
RT @Geschichter: Лицемерие – это когда чувак приезжает на кладбище почтить память погибших блокадников, в то время как выживших блокадников…

Twitter января 29, 08:24
@Geschichter Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 203 ретвитами и 3 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/Geschichter/status/1487031584721182721

Twitter января 29, 08:01
Пильят... Что за... Кучно идётНикуда сегодня не ездил, ни на автомобиле, ни на божественном ОТ, ни на модном содомо https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7a173dd4-2761-4b31-8c35-0ab9dc96c1db

Twitter января 29, 08:00
Певца Стаса Михайлова в последний момент спасли врачи https://bit.ly/3KMsxEO

Twitter января 29, 07:02
RT @miigaasbntv: Г.Мөнхцэцэг: Тэтгэвэр гэдэг бол төрөөс ахмадууддаа үзүүлж байгаа дэм тус гээш 😛😭 Уучлаарай гишүүнээ та ичих хэрэгтэй🙏Тэтгэ…

Twitter января 29, 07:02
@miigaasbntv Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 245 ретвитами и 5 ответами на 4е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/miigaasbntv/status/1487245859775401984

Twitter января 29, 07:00
Польза бабушек. Сделаю шаг чуть в сторону от карьерной темы- https://gelena-s.livejournal.com/1525628.html, но не д https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=695baec1-b4cb-4f5a-8e30-5153b281b921

Twitter января 29, 06:00
Донбасс наш! Настало время репостить себя и извиняться. Мне тутпомнили про:[more]Собссно, сам небольшой срачик на https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=dd8454b4-4296-4589-8daf-33301a6b3f27

Twitter января 29, 05:00
Не женский пост Накопилась тут у меня очередная коллекция автомобилей, как[more]Накопилась тут у меня очередная кол https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=11709fee-386b-433f-b242-7fd6f5f91b10

Twitter января 29, 04:00
один Никогда не мог понять, почему христианство или ислам[more]Никогда не мог понять, почему христианство или ислам https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=6194ef1c-73a3-4e4e-984d-f5f4b0dadc79

Twitter января 29, 03:00
НАТО отрабатывает нанесение ядерного удара по Союзному государству https://bit.ly/3oapBIt

Twitter января 29, 03:00
США заявили о подготовке к переброске войск в Европу https://bit.ly/34cfWdj

Twitter января 29, 03:00
А так как мне бумаги не хватило, я на твоем пишу грузовикеВереница грузовиков длиной 96 километров приближается к к https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=486db6f0-a502-45ec-adb4-76750c0edbde

Twitter января 29, 02:00
Птички и цветочки Есть у нас на фейсбуке местная группа Попутчики.Неспешные прогулки: списались чате и отправились https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=d151b730-da2b-4065-8e49-b4102d1cbea1

Twitter января 29, 01:00
Обострение на Украине и возможный ход событийКак я себе представляю возможное развитие эскалации вокруг конфликта.Э https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=18548e42-cdd9-4e36-b1af-9c0f19119907

Twitter января 29, 00:20
И любят фейки деревни и селаЕще одна православная пужалочка:Оригинал:https://lobgott.livejournal.com/288593.html ис https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=9f622285-875b-42ea-bde8-25f004635ce4

follow me