Про "общество будущего" 2

Итак, в прошлом посте говорилось о том, что концепция, согласно которой человек может существовать в «коммунистическом общества» только после определенной «обработки сознания» - через применение особых психотехник или, что еще круче, после некоей «генетической перестройки» - оказалась ошибочной. И в том смысле, что реальная достижимость подобных технологий находится под вопросом – по крайней мере, на текущий момент не существует никаких доказательств их существования. И в том, что в действительности превращение пресловутых «обывателей» в коммунаров осуществляется гораздо проще и «естественней» - безо всякого вмешательства и в «голову», и в «гены». Правда, для этого необходимо совершить достаточно неочевидные с т.з. обыденного сознания действия.

Например, подобный процесс прекрасно описан у великого советского педагога А.С. Макаренко. Впрочем, нет, у Макаренко рассматриваются еще более экстремальный вариант, при котором в коммунаров превращались … уголовники. Да, именно так: значительная часть его контингента состояла из малолетних воров, попрошаек, проституток и даже бандитов – тех, что выходят грабить с револьвером в руках. (И да – слово «малолетний» тут довольно условно, ибо в обществе того времени 15-17 летний юноша - а такие так же поступали в коммуну – воспринимался вполне взрослым.) Кроме того, помимо преступников «обычных» были тут и те «представители юношества», которые до этого входили в состав многочисленных «зеленых банд», бесчинствовавших в период Гражданской войны на Украине. В общем, контингент был настолько специфический, что официальное «педсообщество», в общем-то, даже не надеялось на какое-то его «перевоспитание». Не будут открыто квартиры обносить – и то хорошо…

На самом деле последнее – не преувеличение. У Макаренко в «Педагогической поэме» прямо указано, что «обычные» подростковые колонии часто попадали под влияние «криминального элемента», побороть который было невозможно по «стандартной методике». (В книге это показано на примере Куряжа.) Если сюда прибавить очевидную проблему с нехваткой педагогов – которых в Российской Империи и так было мало, а с учетом Гражданской войны стало еще меньше – то может показаться, что изменить данную ситуацию было почти невозможно. Ну, если только террором. (Кстати, именно отсюда во многом растут корни уверенности в том, что «большевистская диктатура держалась исключительно на насилии».) Тем не менее, в действительности Антон Семенович справился с поставленной ему задачей безо всякого террора, и с привлечением минимальных сил и средств. В том смысле, что ему удалось создать такую систему, в которой бывшие воры и попрошайки добровольно, исключительно из внутренних побуждений, переходили «на сторону добра и созидания».

* * *

Разумеется, тут нет смысла подробно рассказывать о работе великого советского педагога. Поскольку, во-первых, об этом уже неоднократно писалось – в том числе, и в данном блоге. А, во-вторых, поскольку сам Макаренко прекрасно описал свою деятельность в книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш 30 года». Поэтому если кому интересно, то он может обратиться к этой литературе. Тут же можно указать только самое главное: основной механизм «макаренковского преобразования» состоял в невероятной привлекательности неотчужденного труда. Именно неотчужденного – т.е., выполняемого ради конечного результата и находящегося в руках самих исполнителей. Эта самая привлекательность – неожиданно даже для самого Макаренко (!) – оказалась настолько высокой, что она полностью перевешивала все «прелести» преступного поведения, включая легкое получение благ.

Все остальное – включая особый метод коллективного взаимодействия колонистов, который исключал «постоянное начальство» (система «сводных отрядов», «командиров» и т.д.) – было связано с этим самым трудом. В том смысле, что выступило оптимальной формой обеспечения максимальной его эффективности. Кстати, интересно – но эта самая эффективность оказалась настолько высокой, что привела к реальной самоокупаемости колоний. Что, в свою очередь, позволило избавиться от значительной доли «внешнего надзора» со стороны «педорганов», дав воспитанникам еще большее ощущение свободы. (Правда, за счет очень жесткой конфронтации с «теоретиками образования», которые, по сути, сделали все, чтобы не дать макаренковской системе распространиться по стране.)

Таким образом, можно сказать, что колонии Макаренко стали своеобразным «натурным экспериментом», показавшим основной путь изменения человеческой психологии. В том смысле, что они в идеальной форме смоделировали ситуацию, переводящую ее (психологию) из преимущественно деструктивного (преступного) существования в преимущественно конструктивное. Причем, речь тут шла о самых различных типах человеческих характеров и темпераментов, а так же о людях, имевших совершенно различные жизненные пути. (Т.е., «популярно-фрейдистское» представление о том, что «сущность человека закладывается в детстве» макаренковский эксперимент так же опровергал, как и «генетическую предрасположенность».) При этом никаких «секретных психологических технологий» не применялось – по существу, весь механизм формирования данных общностей прекрасно описан в приведенных выше книгах.

* * *

Другое дело, что сама организация неотчужденного труда в условиях значительного его (труда) разделения, оказалась крайне сложной. В том смысле, что распространение опытов Макаренко на другие образовательные заведения – или, хотя бы на образовательные заведения для «трудных подростков» - неизбежно наталкивалось на имеющиеся ограничения, связанные с господствующей производственной системой. Поскольку даже в условиях Советской власти – т.е., власти, большую часть решений принимающей «на местах» (по крайней мере, в начальный период своей истории) – создать условия для неотчужденной трудовой деятельности оказалось очень сложно.

Более того: как уже говорилось, бюрократическая система Наркомпроса с самого начала стала главным врагом данной системы. Поэтому самому Антону Семеновичу как бы не большую часть своих сил приходилось тратить именно на то, чтобы защитить свои организации от стремления «усреднения и встраивания в общий порядок».
После чего не стоит удивляться тому, что данный способ организации образования – несмотря на его огромную эффективность – оказался не только непереносимым на иные воспитательные учреждения, но и был уничтожен в самих макаренковских организациях после ухода педагога. В том смысле, что подчинение их стандартным бюрократическим процедурам привело к исчезновению указанного выше эффекта «конструктивизации личности». В свою очередь это привело к росту регулирующего и репрессивного аппарата – что есть естественная реакция бюрократов на деструкцию – ну, и т.д. (В итоге «колонии» Макаренко превратились в колонии в современном смысле – т.е., в исправительные учреждения репрессивного типа. Которые, понятное дело, ничего не «исправляют».)

Впрочем, все это – уже совершенно иная история, которая требует иного разговора. Тут же – если вернуться к поствленной теме – наиболее важно то, что «макаренковский эксперимент» прекрасно показал связь деструктивного поведения с отчуждением. Т.е., с необходимостью «передачи» своей воли в руки некоего «вышестоящего органа» - начальства, хозяев – и с противостоянием этой передаче. Поскольку единственное «оправдание» - если так можно сказать – криминального поведения состоит как раз в противостоянии этой самой передаче. Так что, создавая возможность для неотчужденного труда, Макаренко с легкостью выбивал этот «аргумент», лишая криминал всякой привлекательности. Тем более, что это же – как показала практика в колонии - лишало привлекательности и прочие виды деструктивного поведения. (Вроде лени или жадности.)

* * *

Ну, и самое главное: подобное доказательство один в один совпадает с теми гениальными предположениями, что были сделаны «основоположниками» задолго до проедения данного «эксперимента». В том смысле, что они еще в середине XIX столетия указали на то, что привычное для данного времени восприятие трудовой деятельности, как «проклятия», требующего для исполнения принуждения или голодом, или репрессивными действиями, неверно. Точнее оно верно для труда отчужденного, выполняемого исключительно ради интересов неких хозяев (рабовладельцев, феодалов, капиталистов), которые – тем или иным способом – превращают всех остальных в беспрекословные орудия для исполнения своих интересов. Вот в данном случае человек, действительно, будет бежать от любой конструктивной деятельности, стремясь использовать любую лазейку для того, чтобы проявить собственную субъектность. (Даже через такой деструктивный путь, как криминал.) И ему действительно необходим «надсмотрщик» - светский, который бъет его и вешает за малейшую повинность, и «духовный», пугающий адскими муками за любую попытку неповиновения.

Но это – следствие не пресловутой «природы человека», а указанного отчуждения. Которое – в свою очередь, определяется разделением труда и вытекающим отсюда увеличением эффективности производства. Что, собственно, и является главным преимуществом классового общества, обеспечившим ему победу над обществом доклассовым. Но подобное преимущество является, очевидным образом, локальным – и уже в начале ХХ века (как было сказано выше) оно начало исчезать. Открывая, тем самым, дорогу для смены типа социального устройства. Но об этом, разумеется, будет сказано уже в следующем посте…



источник - anlazzanlazz 
[1 ссылок 82 комментариев 2000 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter мая 13, 05:02
В Неапольском порту , с пробоиной в борту ... https://ift.tt/3hA6vt1

Twitter мая 13, 05:02
[1$] Александр Посталовский. Вернуться в Зону... (18+) https://ift.tt/3uJKJXn

Twitter мая 13, 05:00
Опять израильская, говорю, военщина.А еще я люблю Израиль за то, что он не дает мне забыть, в каком мире мы живем. https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=59819855-82e0-457e-8cdb-fc50e6197eaa

Twitter мая 13, 04:02
Может политруков вернуть? https://ift.tt/3fcjrlX

Twitter мая 13, 04:00
В СССР такой фигни не былоВ СССР понятия "биомусора" не было. Как и психов "богов", грезящих его убийствомПростой ф https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=a3c86fb3-d27d-452b-8ef3-ef445c5d30ed

Twitter мая 13, 03:01
Утки и люди на берегу реки Енисей https://ift.tt/3fihFzy

Twitter мая 13, 03:00
Смертельная красота военной технологииСловно искры фейрверка, израильские противоракеты «Iron Dome» взмывают в ночн https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=49f9e42f-4d30-4d54-a0ef-e72bd2ed7da4

Twitter мая 13, 02:26
RT @ZelenskyyUa: Небо Ізраїлю – все в ракетах. Деякі міста палають. Є жертви. Багато поранених. Багато людських трагедій. Без смутку й жал…

Twitter мая 13, 02:00
Над пропастью во лжи…В Татарстане трагедия. В Татарстане объявлен траур. Погибли дети. Искреннее соболезную родным https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=d62245b5-20ec-48a4-bf4b-8379cb7d5564

Twitter мая 13, 01:01
Зря Мишустин выругал бизнес за жадность и рост цен https://ift.tt/3ockOoB

Twitter мая 13, 01:00
Ушла и не вернулась. Странная жизнь и не менее странная смерть Янки ДягилевойТридцать лет назад Янка Дягилева ушла https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=c9484c1e-7546-4656-a3cf-9918385f35b4

Twitter мая 13, 00:01
Все о личной жизни Елены Яковлевой. Перенесла клиническую смерть, сделала пластику и любит сына https://ift.tt/3bn0jjS

Twitter мая 13, 00:00
Привет любимый Крым![more]Если вы читаете этот пост, значит я уже вчера приземлился в аэропорту Симферополя и ближа https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=03d77791-9a1e-4d53-a0fc-a8b8933c7397

Twitter мая 12, 23:02
«Тайное и явное (Цели и деяния сионистов)» — советский фильм запрещённый Юрием Андроповым https://ift.tt/3hnGFYL

Twitter мая 12, 23:00
Идеальный стрелочник найден!Есть у нас такая традиция -- если что-то произошло, нужно замять, чтобы не выносить сор https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=86bb278d-692a-48d8-ba4c-1c2dc6e5cf58

Twitter мая 12, 22:00
Враг не пройдет... РНЛ: "Как сообщалось, сегодня в Казани произошла страшнаяРНЛ:"Как сообщалось, сегодня в Казани https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=731b5969-5d45-4383-bac1-61877e1bd697

Twitter мая 12, 21:46
RT @dovstrechi___: ПРЕДЛОЖИЛА ОДНОГРУППНИКАМ ПЕРЕНЕСТИ НАШУ БЕСЕДУ ИЗ ВК В ТГ ОТВЕТ УБИЛ https://twitter.com/dovstrechi___/status/1392299058098753536/photo/1

Twitter мая 12, 21:01
Консервация отсталости и железный занавес https://ift.tt/2RRPZJJ

Twitter мая 12, 21:01
[1$] По вопросу жадности. https://ift.tt/3fcGTiL

Twitter мая 12, 21:01
[1$] Добровольный отказ от оформления кредитов https://ift.tt/3uK7vhB

follow me