Русский стимпанк Ровно 170 лет назад произошло одно из важнейших событий в

apollon savizky

Ровно 170 лет назад произошло одно из важнейших событий в российской истории XIX века. Открылось регулярное пассажирское движение по первой в России дальней железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Думаю, вряд ли найдется хоть один постоянный житель любой из двух столиц, который бы ни разу по ней не ездил.

Кстати, на тот момент эта двухполосная магистраль длиной 645 километров была самой протяженной в Европе. И в тот же день - 1 ноября 1851 года (по старому стилю) - заработала линия электрического телеграфа, связавшая Петербург с Москвой и проложенная параллельно железной дороге.

Пожалуй, эти "нити прогресса" - лучшее из того, что оставил после себя царь Николай Первый. И не зря вскоре после его смерти железную дорогу назвали Николаевской. Правда в 1923 году ее по вполне понятной причине переименовали в Октябрьскую и это название она зачем-то носит до сих пор.

До постройки Николаевской магистрали дилижансы ежегодно возили между Москвой и Питером от трех до пяти тысяч человек, а за первый же год эксплуатации железной дороги по ней проехало 780 тысяч пассажиров! К началу ХХ века их число возросло до шести миллионов.


Один из дилижансов, которые циркулировали между Москвой и Петербургом с начала XIX века и до постройки железной дороги.

Благодаря "чугунке" время в пути и дорожные расходы резко сократились. Ранее более-менее комфортное путешествие в "поспешном дилижансе" из Петербурга в Москву или в обратном направлении занимало четверо суток и обходилось в очень приличную сумму 120 рублей, в которую входила стоимость трех ночевок и питания в придорожных трактирах. А поездка на поезде занимала всего 12-15 часов. Билет первого класса стоил 33 рубля, второго - 17, а третьего - лишь семь, что могли себе позволить даже относительно бедные люди.

В общем, если в социальном плане Николай Россию "законсервировал", то в коммуникационном - наоборот. При нем, хоть и с некоторым запозданием, начался революционный скачок в деле транспортного обеспечения огромной империи, что в немалой степени способствовало ее единству и жизнеспособности.

На заставке - картина Аполлона Савицкого "Строительство железной дороги", нарисованная в 1874 году. Возведение Николаевской магистрали в плане технологий и механизации земляных работ выглядело точно так же.


Однако уже были и зачатки механизации. На рисунке американский паровой экскаватор "Отис". Четыре таких машины были закуплены в 1845 году и в течение трех лет использовались на земляных работах, извлекая за сутки в среднем по 500 кубометров грунта. Позже они были выкуплены уральским горнопромышленником Демидовым.


Руководители и координаторы работ:
Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, возглавлявший Особый Межведомственный Комитет по железнодорожному строительству.
Член Особого Комитета, граф Александр Бенкендорф.
Главный управляющий путей сообщения и общественных зданий граф Петр Клейнмихель.
Американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер, непосредственно руководивший разработкой проекта дороги и ее отдельных сооружений. Кстати, именно по его инициативе была утверждена "русская", а изначально - американская колея шириной 1524 миллиметра.


Первое художественное изображение интерьера Петербургского вокзала на акварельном рисунке Августа Петцольта 1851 года.

0_abbd1_c0116d24_orig
Николаевский вокзал Санкт-Петербурга, возведенный по проекту Константина Тона, снимок 1864 года. Обратите внимание, что площадь перед ним еще не замощена брусчаткой.
28-1024x721
Противоположный конец дороги - Николаевский вокзал Москвы, архитектор и архитектура - те же, но размеры - гораздо скромнее. Все-таки, Москва тогда считалась лишь "второй столицей", а не первой. На площади выстроились извозчики, ожидающие прибытия поезда.
0_abc28_f4914e38_XXXL
Узловая станция Бологое и ее вокзал первого класса, один из немногих на линии, сохранившихся в почти неизменном виде с дореволюционных времен. Впрочем, его значительно переделали еще до революции, надстроив воторой этаж. .
okulovka
Типовой вокзал второго класса и круглое паровозное депо с поворотным кругом станции Окуловка. Оно частично уцелело, лишившись купола, а вокзал относительно недавно снесли, спрямяя пути под скоростные поезда. .
verebiensky most
По маршруту железной дороги пришлось строить 184 моста. На снимке - самый длинный из них Веребьинский мост "американского типа", построенный по проекту инженера Журавского из дерева на каменных опорах. В 1868 году деревянные конструкции моста были заменены металлическими.
mstinsky most
Мост чере реку Мста - схожей конструкции, но у него только нижние части опор - каменные, а верхние - деревянные и обшитые железными листами.
2-2
Паровоз Уайнеса-Гаррисона образца 1842 года для товарных составов - первый образец локомотива, применявшийся на Николаевской железной дороге и одновременно - первый серийный паровоз российского производства. В 1843-51 годах Александровский механический завод построил 120 таких локомотивов, которые работали до начала 1870-х годов.

Первый российский пассажирский паровоз от того же производителя. К открытию Николаевской дороги было сделано 43 таких локомотива.

Coaches_of_Nikolaev_Railway._39
Первые образцы товарного и пассажирского вагонов Николаевской железной дороги. Как видите, вопреки расхожему представлению, они были четырехосными и довольно крупными, особенно - пассажирский.
652198_1000
Чертеж спального вагона 1-го класса серии "Ф" с тормозными площадками, двумя туалетами и центральным салоном.
651208_1000
Чертеж вагона 2-3 класса серии "СТ". Отсек второго класса с более широкими и мягкими сиденьями расположен слева.


Самый роскошный вагон Российской империи, да и всей Европы середины XIX века - восьмиосный (!) салон его императорского величества, заказанный в США к открытию железной дороги. Левое купе, оформленное в зеленых тонах, предназначалось для царя, а правое - синее - для царицы. По краям вагона - одноместные купе камердинера и фрейлины.


источник - vikond65vikond65 
[2 ссылок 52 комментариев 2600 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter января 29, 10:00
[9$] Можно ли преодолеть мизантропию? https://bit.ly/3u8rCIS

Twitter января 29, 10:00
Советские и постсоветские временаПрошло не так много времени, и мы уже плохо понимаем, какой была жизнь в далекие с https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=9afa79c6-1819-4d2b-9b9a-105db3f5720a

Twitter января 29, 09:00
Кто придумал смешные брюки галифе[more]В опросах на самые несуразные модные тенденции в победителях почти всегда га https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=58a1f731-82c3-4571-b7c0-342041df00ab

Twitter января 29, 08:40
Предположительно контактный ребенок и платные занятияВсем привет! Утро началось с 37,5 у дочери. Делать тест, навер https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7ee3422a-6125-4181-b275-08bb3280b538

Twitter января 29, 08:24
RT @Geschichter: Лицемерие – это когда чувак приезжает на кладбище почтить память погибших блокадников, в то время как выживших блокадников…

Twitter января 29, 08:24
@Geschichter Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 203 ретвитами и 3 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/Geschichter/status/1487031584721182721

Twitter января 29, 08:01
Пильят... Что за... Кучно идётНикуда сегодня не ездил, ни на автомобиле, ни на божественном ОТ, ни на модном содомо https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7a173dd4-2761-4b31-8c35-0ab9dc96c1db

Twitter января 29, 08:00
Певца Стаса Михайлова в последний момент спасли врачи https://bit.ly/3KMsxEO

Twitter января 29, 07:02
RT @miigaasbntv: Г.Мөнхцэцэг: Тэтгэвэр гэдэг бол төрөөс ахмадууддаа үзүүлж байгаа дэм тус гээш 😛😭 Уучлаарай гишүүнээ та ичих хэрэгтэй🙏Тэтгэ…

Twitter января 29, 07:02
@miigaasbntv Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 245 ретвитами и 5 ответами на 4е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/miigaasbntv/status/1487245859775401984

Twitter января 29, 07:00
Польза бабушек. Сделаю шаг чуть в сторону от карьерной темы- https://gelena-s.livejournal.com/1525628.html, но не д https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=695baec1-b4cb-4f5a-8e30-5153b281b921

Twitter января 29, 06:00
Донбасс наш! Настало время репостить себя и извиняться. Мне тутпомнили про:[more]Собссно, сам небольшой срачик на https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=dd8454b4-4296-4589-8daf-33301a6b3f27

Twitter января 29, 05:00
Не женский пост Накопилась тут у меня очередная коллекция автомобилей, как[more]Накопилась тут у меня очередная кол https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=11709fee-386b-433f-b242-7fd6f5f91b10

Twitter января 29, 04:00
один Никогда не мог понять, почему христианство или ислам[more]Никогда не мог понять, почему христианство или ислам https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=6194ef1c-73a3-4e4e-984d-f5f4b0dadc79

Twitter января 29, 03:00
НАТО отрабатывает нанесение ядерного удара по Союзному государству https://bit.ly/3oapBIt

Twitter января 29, 03:00
США заявили о подготовке к переброске войск в Европу https://bit.ly/34cfWdj

Twitter января 29, 03:00
А так как мне бумаги не хватило, я на твоем пишу грузовикеВереница грузовиков длиной 96 километров приближается к к https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=486db6f0-a502-45ec-adb4-76750c0edbde

Twitter января 29, 02:00
Птички и цветочки Есть у нас на фейсбуке местная группа Попутчики.Неспешные прогулки: списались чате и отправились https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=d151b730-da2b-4065-8e49-b4102d1cbea1

Twitter января 29, 01:00
Обострение на Украине и возможный ход событийКак я себе представляю возможное развитие эскалации вокруг конфликта.Э https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=18548e42-cdd9-4e36-b1af-9c0f19119907

Twitter января 29, 00:20
И любят фейки деревни и селаЕще одна православная пужалочка:Оригинал:https://lobgott.livejournal.com/288593.html ис https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=9f622285-875b-42ea-bde8-25f004635ce4

follow me