Русский стимпанк Ровно 170 лет назад произошло одно из важнейших событий в

apollon savizky

Ровно 170 лет назад произошло одно из важнейших событий в российской истории XIX века. Открылось регулярное пассажирское движение по первой в России дальней железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Думаю, вряд ли найдется хоть один постоянный житель любой из двух столиц, который бы ни разу по ней не ездил.

Кстати, на тот момент эта двухполосная магистраль длиной 645 километров была самой протяженной в Европе. И в тот же день - 1 ноября 1851 года (по старому стилю) - заработала линия электрического телеграфа, связавшая Петербург с Москвой и проложенная параллельно железной дороге.

Пожалуй, эти "нити прогресса" - лучшее из того, что оставил после себя царь Николай Первый. И не зря вскоре после его смерти железную дорогу назвали Николаевской. Правда в 1923 году ее по вполне понятной причине переименовали в Октябрьскую и это название она зачем-то носит до сих пор.

До постройки Николаевской магистрали дилижансы ежегодно возили между Москвой и Питером от трех до пяти тысяч человек, а за первый же год эксплуатации железной дороги по ней проехало 780 тысяч пассажиров! К началу ХХ века их число возросло до шести миллионов.


Один из дилижансов, которые циркулировали между Москвой и Петербургом с начала XIX века и до постройки железной дороги.

Благодаря "чугунке" время в пути и дорожные расходы резко сократились. Ранее более-менее комфортное путешествие в "поспешном дилижансе" из Петербурга в Москву или в обратном направлении занимало четверо суток и обходилось в очень приличную сумму 120 рублей, в которую входила стоимость трех ночевок и питания в придорожных трактирах. А поездка на поезде занимала всего 12-15 часов. Билет первого класса стоил 33 рубля, второго - 17, а третьего - лишь семь, что могли себе позволить даже относительно бедные люди.

В общем, если в социальном плане Николай Россию "законсервировал", то в коммуникационном - наоборот. При нем, хоть и с некоторым запозданием, начался революционный скачок в деле транспортного обеспечения огромной империи, что в немалой степени способствовало ее единству и жизнеспособности.

На заставке - картина Аполлона Савицкого "Строительство железной дороги", нарисованная в 1874 году. Возведение Николаевской магистрали в плане технологий и механизации земляных работ выглядело точно так же.


Однако уже были и зачатки механизации. На рисунке американский паровой экскаватор "Отис". Четыре таких машины были закуплены в 1845 году и в течение трех лет использовались на земляных работах, извлекая за сутки в среднем по 500 кубометров грунта. Позже они были выкуплены уральским горнопромышленником Демидовым.


Руководители и координаторы работ:
Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, возглавлявший Особый Межведомственный Комитет по железнодорожному строительству.
Член Особого Комитета, граф Александр Бенкендорф.
Главный управляющий путей сообщения и общественных зданий граф Петр Клейнмихель.
Американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер, непосредственно руководивший разработкой проекта дороги и ее отдельных сооружений. Кстати, именно по его инициативе была утверждена "русская", а изначально - американская колея шириной 1524 миллиметра.


Первое художественное изображение интерьера Петербургского вокзала на акварельном рисунке Августа Петцольта 1851 года.

0_abbd1_c0116d24_orig
Николаевский вокзал Санкт-Петербурга, возведенный по проекту Константина Тона, снимок 1864 года. Обратите внимание, что площадь перед ним еще не замощена брусчаткой.
28-1024x721
Противоположный конец дороги - Николаевский вокзал Москвы, архитектор и архитектура - те же, но размеры - гораздо скромнее. Все-таки, Москва тогда считалась лишь "второй столицей", а не первой. На площади выстроились извозчики, ожидающие прибытия поезда.
0_abc28_f4914e38_XXXL
Узловая станция Бологое и ее вокзал первого класса, один из немногих на линии, сохранившихся в почти неизменном виде с дореволюционных времен. Впрочем, его значительно переделали еще до революции, надстроив воторой этаж. .
okulovka
Типовой вокзал второго класса и круглое паровозное депо с поворотным кругом станции Окуловка. Оно частично уцелело, лишившись купола, а вокзал относительно недавно снесли, спрямяя пути под скоростные поезда. .
verebiensky most
По маршруту железной дороги пришлось строить 184 моста. На снимке - самый длинный из них Веребьинский мост "американского типа", построенный по проекту инженера Журавского из дерева на каменных опорах. В 1868 году деревянные конструкции моста были заменены металлическими.
mstinsky most
Мост чере реку Мста - схожей конструкции, но у него только нижние части опор - каменные, а верхние - деревянные и обшитые железными листами.
2-2
Паровоз Уайнеса-Гаррисона образца 1842 года для товарных составов - первый образец локомотива, применявшийся на Николаевской железной дороге и одновременно - первый серийный паровоз российского производства. В 1843-51 годах Александровский механический завод построил 120 таких локомотивов, которые работали до начала 1870-х годов.

Первый российский пассажирский паровоз от того же производителя. К открытию Николаевской дороги было сделано 43 таких локомотива.

Coaches_of_Nikolaev_Railway._39
Первые образцы товарного и пассажирского вагонов Николаевской железной дороги. Как видите, вопреки расхожему представлению, они были четырехосными и довольно крупными, особенно - пассажирский.
652198_1000
Чертеж спального вагона 1-го класса серии "Ф" с тормозными площадками, двумя туалетами и центральным салоном.
651208_1000
Чертеж вагона 2-3 класса серии "СТ". Отсек второго класса с более широкими и мягкими сиденьями расположен слева.


Самый роскошный вагон Российской империи, да и всей Европы середины XIX века - восьмиосный (!) салон его императорского величества, заказанный в США к открытию железной дороги. Левое купе, оформленное в зеленых тонах, предназначалось для царя, а правое - синее - для царицы. По краям вагона - одноместные купе камердинера и фрейлины.


источник - vikond65vikond65 
[2 ссылок 52 комментариев 2600 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Топы по Месяцам

Твиттер @t30p

Twitter января 21, 19:00
[1$] Рефлексы Как бы не пыжился в распальцовке венец природы, он, так или https://ift.tt/3An9RH1

Twitter января 21, 19:00
Вернуться в пещеру В детские годы, помимо островов, у меня был и другой объект https://ift.tt/3ApapfE

Twitter января 21, 18:40
Приходил кот Вчера я испытала эмоциональный шок. Сижу в комнате, вышивку вышиваю под аудио. Саша кричит из кухни: Т https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=e44ed573-e394-432f-98ae-df14ccbe756c

Twitter января 21, 18:30
RT @kattyfun1: Виявляється у нас в парламенті питаннями інтеграції України до ЄС займається особа, яка знаходиться під санкціями США за роб…

Twitter января 21, 18:20
про конфликты и отношения - продолжениеПервую часть можно найти здесь — https://ru-psiholog.livejournal.com/9243748 https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3ca31793-303c-48f1-ade8-551a653e33a4

Twitter января 21, 18:00
Признание... Вячеслав Володин заявил, что фракции в Госдуме на следующей неделе будут обсуждать признание ДНР и ЛНР https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7a7cb522-466b-4020-bb0e-67782cdc873b

Twitter января 21, 17:40
Про маникюр Убежден, что маникюр (и педикюр) это чисто глупость и развод теть на бабло.Потому что на вопрос на хуя https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=d2b8f2e3-b1b0-43f0-ab02-7aea5e9d2cb5

Twitter января 21, 17:20
Охота за цветом "Жёлтый, Красный, Голубой, Hе угнаться За тобой!" Задача"Жёлтый,Красный,Голубой,Hе угнатьсяЗа тобо https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3c7c37da-aff0-400c-88b5-b84f72da7d7a

Twitter января 21, 17:00
Переход угрожаемого периода в фазу горячей войны России и НАТОПереход от угрожаемого периода к горячей фазе войны м https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=f37cf05f-80bd-4671-80e4-11e4923abd99

Twitter января 21, 16:40
Логика империи Всего два утверждения. 1. Введение (США) санкций противссийских банков, которые в случае начала но https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=271668a9-0811-48d7-9ad0-603d43176efa

Twitter января 21, 16:20
Мощность извержения вулкана Хунга составила десять мегатоннИсследователи из NASA оценили мощность извержения вулкан https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=06d6a6fe-74ec-451b-a7e2-73c538c2f183

Twitter января 21, 16:07
RT @Makarov_51: Вот... ремонт в колидоре доделол... https://twitter.com/Makarov_51/status/1484356159045734407/photo/1

Twitter января 21, 16:00
Упаковка отечественных компьютеров вызывает уважение. Сразу видно, сделано в России.[more]Выдерживает небольшой ато https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=92861aed-dee7-4e83-8057-2b45d837f822

Twitter января 21, 15:46
RT @ArmedForcesUkr: Якщо російські окупанти наважаться на вторгнення, на них чекатимемо ми, за кожним деревом, будинком! Слава Нації!🇺🇦🇺🇦🇺🇦…

Twitter января 21, 15:46
@ArmedForcesUkr Поздравляю, в топе твиттера с 303 ретвитами и 2 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/ArmedForcesUkr/status/1484255021743194115

Twitter января 21, 15:40
ВКС России получили два серийных истребителя Су-57Как сообщил в своем докладе на состоявшемся 20 января 2022 года в https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3496b96a-75b9-410b-b89f-dd4b1af76adf

Twitter января 21, 15:26
@PLuWex Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 281 ретвитами и 2 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/PLuWex/status/1484186555275255809

Twitter января 21, 15:26
RT @PLuWex: Свой бессмертный подвиг он совершил 21 января 1987-го в Афганистане. После катапультирования с подбитого штурмовика, раненый со…

Twitter января 21, 15:20
Кто и где именно избил Красу России 2021?Насмешливое презрение вызывает страна, в которой можно безнаказанно избить https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7b7af621-b13a-4c24-9f11-0e268e63bdc7

Twitter января 21, 15:05
@igorlachen Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 386 ретвитами и 2 ответами на 5е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/igorlachen/status/1484213293044711424

follow me