Транспорт Ростова-на-Дону: проблема не в деньгах


Я часто повторяю, что основная беда наших городов не бедность, проблема в головах. Часто на уровне города и региона просто не понимают, что сделать хорошо можно быстро и недорого, предпочитая направлять работу на освоение бюджета.

Транспортная система Ростова-на-Дону — хороший пример, как не надо делать.

[Видео]

Пешеход должен страдать

Каждый из нас по умолчанию пешеход. Даже если вы ездите на машине каждый день, вам всё равно нужно до неё сначала дойти. Поэтому удобство города для всех — это в первую очередь доступная и удобная среда для пешеходов. Тут начинается классика:


В центре успели нарыть подземных переходов. Это не какая-то уникальная проблема, даже в Европе так пытались делать, но одумались. В Ростове же все переходы сверху продублированы светофорами, вставить фазу для пешеходов и не загонять всех под землю — не проблема. При мне люди без проблем перебегали сверху в разрывах между машинами. Особенно часто видел маломобильных, для которых любая ступенька — уже проблема.

Девушка на фото сильно хромала, этот кусок есть на видео
Девушка на фото сильно хромала, этот кусок есть на видео


Платформы для колясочников есть, но они в чехлах и явно работали лишь однажды на приёмке перехода. И не стоит забывать, что маломобильные — это не только люди в колясках. Велосипедисты, самокатчики, родители с коляской, пенсионеры, люди с травмами и не только — для всех них такой переход является преградой, они не в состоянии ими пользоваться наравне с молодыми и здоровыми.


Ростовские переходы уникальны своими мозаиками, которые сейчас находятся под охраной как памятники:


Мозаики, безусловно, классные. Молодцы, что их сделали, сохранили и поставили на охрану. Вот только мало кто знает, что эти переходы закрывают на ночь. Как перейти улицу? А плевать, в мэрии не видят проблемы и, видимо, считают, что по ночам все должны спать, как в казарме после отбоя.


Чтобы было понятнее: подземные переходы расположены точечно, а шаг кварталов весьма крупный. То есть ночью нужно сделать крюк в 300-700 м — это расстояние двух остановок, для маломобильных это проблема. Да и молодые не будут ходить крюками, а просто перебегут.


Как правило, каждое предложение продублировать подземный переход по земле встречает непонимание и гнев — это очень оскорбляет автомобилистов. Удобно любить то, чем не пользуешься. Очень жалко, что у нас слабые сообщества родителей, пенсионеров и инвалидов и поэтому никто не устраивает публичные заезды по городу на тех же колясках. Даже если просто взять тяжёлые сумки и попробовать их потаскать по переходам, то уже появится совершенно иной опыт пользования городом. 

Уверен, что как только мэр Ростова-на-Дону со своими замами попробуют проехать хотя бы по центру на инвалидной коляске, через полгода все такие переходы начнут дублировать по земле обычными переходами.


Но определённый прогресс в Ростове всё же есть: недавно тут сделали переход от парка через Большую Садовую улицу к пешеходной части Соборного переулка. Ранее людям приходилось делать крюк через подземный переход. Само собой, обещанного коллапса не произошло.


Сам переулок сделали пешеходным несколько лет назад. Улица приятная и живая, за смелость точно стоит похвалить:


К сожалению, без проблем не обошлось. Например, здесь решили высадить деревья в кадках, а не в грунт. Предполагаю, что под улицей много коммуникаций и их решили не переносить для ускорения процесса. В итоге улица загромождена гранитными тумбами, для прохода остаётся узкий участок по центру:


Уличная мебель — дорогая и по большей части бесполезная. Видно, что в гранит вбухали много денег, но стало ли от этого лучше? Те же скамейки без спинок, сидеть на них неудобно. Лучше поучитесь у Красноярска делать классную современную уличную мебель!


Ещё тут всё немного разваливается, городские службы явно не привыкли с таким работать:


Напомню новым читателям: любая лужа — это брак.


Над дизайн-кодом и чисткой фасадов от кондиционеров тоже не думали:


Пешеходные переходы через перпендикулярные переходы вымостили плиткой — это хорошо. Но лучше бы приподняли проезжую часть до уровня тротуара и сузили проезд на ширину парковки, чтобы никто не мог запарковаться в зоне видимости зебры:


Вместе с этим переулком реконструировали и несколько улиц поблизости. Тут оставили по одной полосе и расширили тротуары. В целом это хорошо и похвально, наверняка заведения вдоль этих улиц ощутили приток новых клиентов и рост спонтанных покупок (как это случилось в центре Москвы).


Вот только иногда новый широкий тротуар занят гранитными гробами с мелкими деревьями. Толку от этих деревьев нет: они не вырастут и не дадут тень, от ветра и дождя они тоже особо не защитят. Нужно было высаживать в грунт и накрывать приствольной решёткой, тогда был бы и проход, и дерево было бы полноценным.


В целом же основная работа коснулась простой замены старого асфальта на плитку — лучше от этого не стало:


Про доступную среду здесь что-то слышали, но не поняли и сделали доступный четверг.


Ходить по Ростову — значит постоянно смотреть под ноги. Доступная среда в городе есть лишь для автомобилей.


Если же у тебя нет машины, то вот горка с вылетом под колёса:


Вело-самокаты

Я не встретил в городе велополос и велодорожек, хотя тут уж точно не прокатит тезис про 14 месяцев зимы. Зато есть частные прокаты без станций. С ними всё понятно и хорошо, но у велосипеда нет фар, так что ездить вечером и ночью с машинами не стоит, а по тротуарам вы далеко не уедете.


Самокаты везут из Москвы и цепляют их за заборы. Радует, что заборы приносят хоть какую-то пользу, но логотип московского транспорта можно было бы и отодрать:


Платная парковка

Она есть, но не работает.


Общественный транспорт

Пробки в городе происходят не из-за пешеходов или узких улиц, а из-за большого числа машин. Любая поездка человека на своём автомобиле — это проблема для города и всего общества, поэтому эти поездки пытаются минимизировать. Как? Просто: пересаживая людей в общественный транспорт, велосипеды и другие более эффективные виды мобильности. 


Та же платная парковка как раз призвана мотивировать оставить машину дома, поехать на трамвае или автобусе и сэкономить деньги. Если надо в центр города и без машины никак — хорошо, но придётся заплатить за место. Это называется управление мобильностью и спровоцированным спросом, таким занимается каждый уважающий себя город. Соль именно в кнуте и прянике: город демотивирует один вид поездок, предлагая взамен свой сервис. Для этого нужен нормальный общественный транспорт.


В городе всё ещё куча маршруток, хотя за последние несколько лет их стало гораздо меньше. Маршрутка — это паразитический вид бизнеса, его не должно быть в нормальных городах (подробнее об этом писал тут). 


К счастью, с каждым годом у нас их всё меньше и меньше: Казань, Москва, Тверь, Новокузнецк уже перешли на новые модели, ряд других городов на подходе. Вот только очень часто маршруточное лобби сращивается с органами власти, поэтому нужен сильный политик, который сможет разорвать порочный круг.

 

Как я понимаю, маршрутки убирают при обновлении конкурсов на обслуживание маршрутов. То есть город прописывает требования автобусов большого размера и постепенно решает проблему. Вот только при этом муниципалитет забывает прописывать интервалы. Иначе мне сложно объяснить стояние маршрутов на остановках:


Многие маршруты дублируют друг друга, что уже плохо, но плюс к этому они стоят на остановках в ожидании пассажиров. Вместо того, чтобы ехать, люди сидят в транспорте! Такое редко увидишь в России, но это правда: иногда автобус может простоять 5-10 минут на остановке. О каком удобстве общественного транспорта можно говорить, когда люди в нём просто теряют время!? 


Пока все города мира пытаются ускорить движение общественного транспорта, вводят приоритет и спрямляют маршруты, снижают интервалы и делают много всего иного для экономии времени пассажиров... в Ростове-на-Дону пассажиры стареют в местных автобусах. Сначала я думал поругать город и ГИБДД за запаркованные выделенные полосы, но какой смысл в этом приоритете, если автобус быстро доедет до остановки и просто будет на ней стоять?


Ещё один атавизм транспортной системы Ростова — кукушки. Точнее, здесь их называют «Свисток» — люди с кучей таймеров подсказывают водителям за чеканную монету, когда уехал их конкурент. Видимо, в городе нет центральной диспетчеризации, а между маршрутами конкуренция за пассажира. Вместо конкуренции всего общественного транспорта с личными автомобилями за человека здесь играют в гонки за оставшихся в живых пассажиров. Это целиком вина мэра и местного дептранса.


Местный трамвай — отдельная боль. Здесь недавно закупили 30 новых трамваев почти на миллиард рублей, но часть вагонов сломана и стоит в депо. Дело в том, что местные специалисты не умеют их ремонтировать и есть проблемы с деталями. Иными словами, вагоны купили, по телевизору красивую картинку показали, а ездить не купили. 


В нормальной ситуации либо у предприятия должна быть своя база из сотрудников и оборудования, либо при закупке заключают контракты жизненного цикла, когда производитель сам ремонтирует технику в течение заявленого срока жизни (в Москве давно так закупают всю технику). Здесь, видимо, не смогли ни в первое, ни во второе.


Ещё тут забили на сопутствующую инфраструктуру: трамваи ездят по убитым рельсам, нет безопасных платформ и выделенных полос. Но это мелочи, потому что на каждой остановке водитель продаёт каждому билет — трамвай может простоять минут 5 на остановке. Мы вновь возвращаемся к ситуации, когда транспорт не везёт, а стоит.


Новые трамваи стоят очень дорого, а денег всегда не хватает. Поэтому в нормальной ситуации города сначала подтягивают уже имеющуюся инфраструктуру, а после уже тратят деньги на технику. Проще говоря, сначала ровные пути, платформы для пассажиров, выделенные полосы на улицах и правильное билетное меню, а уже после — новые трамваи.


Тут можно вспомнить принцип с авиаперевозками: компания теряет деньги, когда самолёт стоит в аэропорту, он должен летать и зарабатывать. С трамваями и другим общественным транспортом такая же история — он должен быстро перевозить людей, только тогда люди будут оставлять машину дома и выбирать трамвай. То есть инвестиции должны привлекать новых пассажиров и окупаться, а не стоять на остановке.


Сейчас новые трамваи убиваются о местные пути и старые стрелки.


А низкий пол и доступная среда стали лишь красивыми словами в пресс-релизах, ведь в городе я не увидел ни одной платформы.


В общем

Счастье не в деньгах. У Ростова под боком есть Краснодар, у которого тоже много проблем, но там же одна из лучших трамвайных систем в стране — именно за счёт правильных приоритетов, усердной каждодневной работы и общего понимания роли общественного транспорта в жизни города.

В общем, вряд ли перенимать лучший российский и мировой опыт Ростову мешает климат или бедность. Скорее всего, проблема в головах.




источник - gre4arkgre4ark 
[14 ссылок 51 комментариев 4200 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Топы по Месяцам

Твиттер @t30p